«А возьмите меня в институт!»
Арсений Цыбаров. Фото: Евгений Бугров/

Арсений Цыбаров. Фото: Евгений Бугров/ "Русская планета"

В Орле десятилетний школьник поражает профессоров своей одаренностью, а его изобретения тянут на Нобелевскую премию

Арсений Цыбаров пока ученик 4 класса и учится в обычной школе № 21. Он ничем не отличается от своих сверстников внешне, кроме одного: он обычный гений. Природа одарила мальчика задатками большого ученого, способного прославить на весь мир не только Орловскую область, но и Россию. Сеньке скучно в школе. А вот на кафедре «Мехатроника и международный инжиниринг» он как рыба в воде и чувствует себя на равных с профессорами и молодыми учеными, которые взяли его под опеку.

Несомненное чудо

В университет Арсений ходит два-три раза в неделю. И с наслаждением занимается физикой, математикой, черчением: у ребенка, отмечает преподавательский состав, развит полет изобретательской мысли, но элементарно не хватает знаний, чтобы описать все, что он изобретает, придумывает и чем занимается.

– Арсений, несомненно, чудо, ­— отмечает ректор вуза Ольга Пилипенко. — И мы готовы помочь ему запатентовать некоторые изобретения.

Речь пока идет о мелочах, но способных сделать прорыв в мировой науке. Арсений всерьез увлечен робототехникой и недавно со своими наставниками для шагающего робота сделал ногу особой конструкции. Говорить о деталях можно будет позже: сначала изобретение надо оформить юридически.

В прошлом году мальчик уже успел поразить маститых ученых из ведущих вузов страны: он сам сделал прибор для демонстрации стробоскопического эффекта, да еще усовершенствовал его. А один из эффектов, полученных им в ходе работы, до сих пор не могут объяснить профессора из МАИ, МГУ, МИСИС и прочих знаковых вузов страны. Проект был написан им в рамках школьного задания, но только по физике, которую в 3 классе еще не проходят.

– Нельзя сказать, что я сделал свой стробоскоп совсем уж из хлама, — рассказывает РП Арсений. — Но из деталей, которые были никому не нужны.

Этот проект был представлен мальчиком на конференции, проходившей в Москве в Госдуме в июне прошлого года под названием «Юные техники и изобретатели». На конференцию собрались самые одаренные дети со всей страны. И Арсений был самым юным из них.

– Один из депутатов после спрашивал меня: «Зачем ты написал этот проект?» — «Для школы!» — «А как ты мог написать его, если у вас еще нет физики?» — «А мне это интересно!» — «А школа что?» — «Ничего», — рассказывает мальчик.

«Вообще-то, это горе»

Физикой юный гений начал увлекаться в четыре года. Все началось с того, что бабушка подарила ему «Энциклопедию техники». Книга стала любимым чтивом для ребенка, который к этому времени уже вовсю умел читать.

Впрочем, признаки неординарной одаренности Арсений проявлял уже и раньше. Только мама — Ирина Геннадьевна — не придавала этому особого значения. Да и некогда было. Сенькин папа погиб в автокатастрофе, когда ему было всего три недели. Надо было думать, как прокормить семью. А вскоре начались серьезные проблемы со здоровьем и у мамы. Учителю русского языка и литературы пришлось бросить работу.

Необычные способности мальчика первой заметила друг семьи и директор детской киностудии при Дворце пионеров Марина Куликова.

– Арсению был всего год, когда я однажды их встретила с мамой, — рассказывает Марина Геннадьевна. — И вот в разговоре мама спрашивает его, мол, Сеня, а кто у нас президент? «Путин», — отвечает Сеня. «А кто министр МЧС?» — «Шойгу» — «А где мы живем?» — «В Орле». Слова еще плохо выговаривал, но уже все знал!

– Мы раньше жили в районе больницы Семашко, — рассказывает мама гения. — Как же Сеню любила местная публика, когда мы с ним выходили гулять. «Ну, – спрашивают, — Сень, кто у нас президент? Какая политика партии? Что в мире творится?» И Сенька, которому было 3-4 год,а важно так все рассказывал. Манеж его стоял возле телевизора, и вот он все внимательно слушал.

Любознательность малыша не знала границ. Любимыми книжками, со смехом вспоминает мама, у него были инструкция к стиральной машинке, всякие чертежи и прочая техническая литература. Очень увлекался иностранными языками, мама отдала его на курсы, но и там Сенька проявил такие познания, что за полтора года его перевели на несколько курсов вперед. Но и этого ребенку показалось мало: не так давно он скачал технический учебник для студентов техникума на английском языке и самостоятельно занялся освоением терминологии.

– Вообще-то, это горе, — вздыхает мама. — Куда бы мы не пришли, он сразу начинает интересоваться, как все устроено. Знаете, на что в первую очередь обращает внимание, когда мы приходим в новое здание? На план эвакуации! Были в Кремле, пошел в туалет, смотрю — уже уборщица ведет его показывать, как работает система слива воды. Пришли в Успенский собор, он куда-то по полу пополз. «Сень, ты что?!» — «Мама, посмотри, какая тут уникальная система вентиляции!»

Расстроенная мама даже обращалась к психологу, который в ответ вынес вердикт: у ребенка феноменальная память и огромная жажда знаний. Все нормально.

– Неординарность у парня бьет ключом, — уверен доктор технических наук, завкафедрой мехатроники, где сейчас занимается школьник, Леонид Савин. — Мир он видит совершенно по-другому.

«Как я ненавижу чтение!»

В университет Арсений пришел с подачи своего преподавателя Валерия Бородинца, у которого занимался в кружке во Дворце пионеров. Паренек «вырос» и знаний педагога ему просто не хватало. Идею обратиться в вуз поддержала и Марина Куликова, которая списалась в Facebook с ректором Ольгой Пилипенко и та назначила им встречу. Первое, что с порога заявил ребенок: «А возьмите меня в институт! Мне в школе скучно…» Уже через пять минут стало понятно, что этот светлый, улыбчивый, раскрепощенный ребенок проявляет недюжинные знания в физике, астрофизике и буквально «болеет» наукой.

– Когда я был на конференции в Москве, там в конце раздавали анкеты для участников от вузов — кто бы куда хотел поступить, — вдохновенно рассказывает мальчик. — И как же я был разочарован, когда выяснилось, что не подхожу по возрасту. Да, мне сказали, чтобы я не бросал занятия, что именно такие студенты им и нужны, но нужно ждать.

В школе Арсению приходится трудно: ему там на самом деле скучно.

– В первом классе приходит со школы и заявляет мне: «Мама, как же я ненавижу чтение!», — рассказывает мать мальчика. — Я опешила: как же так? Он же запоем читает книги! Он перечитал Жюля Верна, Льюиса Кэролла, других известных авторов. У нас дома везде разбросаны книги. На кухне под столом две книги, в туалете за бачком книга, под ванной книга: он может стоять под душем, высунуться на три четверти и читать в это время. В прихожей — книга! Сенька может натягивать штаны и в этот момент читать.

Оказалось, не может ребенок, развитый не погодам, повторять по слогам весь урок со всем классом «ма-ма мы-ла ра-му». Или 40 минут изучать букву «г».

– Школьная программа не выдерживает его требований, — разъясняет научный сотрудник кафедры, который обучает мальчика математике и физике, Александр Кольцов. — Когда я с ним в первый раз разговаривал, выяснилось, что он разбирается в квантовой механике, он рассказал мне про кота Шрёдингера, причем без запинки. И я видел, что он не просто пересказывает мне эту историю, а прекрасно осознает, о чем идет речь. Могу сказать, что не всякий студент пятого курса способен так оформить свою мысль.

С Арсением занимаются кандидаты технических наук Антон Корнаев, Александр Бабин, Денис Шутин, Роман Поляков — те, от кого зависит будущее робототехники. И разговаривают они с ним на одном языке.

Чего не скажешь о школе, где ребенок иной раз вызывает недовольство учителей.

– Даже если он получит Нобелевскую премию, его все равно это не избавит от необходимости получить аттестат хотя бы об окончании девяти классов, — говорит директор школы № 21 Василий Потемкин. — Да, наверное, ему лучше бы учиться в школе для одаренных детей.

Проблема заключается в том, что в Орле таких школ нет. Нет даже кружков по физике, математике, где мог бы проявить себя Арсений. А образовательные стандарты — на то они и стандарты, чтобы их придерживаться.

– Ему нравится думать, что-то делать, — говорит научный сотрудник Александр Кольцов. — У него задатки большого серьезного ученого, который в будущем действительно многое может сделать для науки. Боюсь я только одного: что мы ему скоро станем неинтересны.

Сам Арсений в будущем хочет стать ученым, чтобы продвигать российскую науку. И хочет прославить свою страну: мальчишка, несмотря на свои десять лет, настоящий патриот родины.

«Расстаньтесь с нами по-человечески» Далее в рубрике «Расстаньтесь с нами по-человечески»Что происходит с футбольным клубом «Орел» после череды скандалов Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»