Дело о двух мостах
Здание городской думы на Кромской улице, 1899 год. Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС.

Здание городской думы на Кромской улице, 1899 год. Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС.

Как в конце XIX жители Орла после краха городского банка чуть не лишились всего имущества

В 1875 году орловская городская управа решила построить два новых каменных моста через реки Оку и Орлик. Сейчас они называются Красный (тогда Мариинский — Примеч. РП) и Александровский. Мосты на этом месте, правда, существовали и раньше. Но были они деревянными. Если б знали тогда орловчане, какие неприятности принесет городу строительство двух каменных переправ, то возможно, от идеи бы отказались.

Мосты

Для строительства новых мостов городские чиновники взяли в Орловском городском банке огромный по тем временам кредит в 528 тысяч рублей. Сделано это было при деятельном участии директора банка Николая Авилова, который в то время возглавлял партию купцов, занимающих существенное количество мест в городской думе.

Взять кредит не составило труда еще и потому, что по городовому положению 1870 года членами городской управы и думы были самые богатые люди Орла: те, кто платил больше всего налогов. Да и Авилов, в свою очередь, вообще с легкостью раздавал кредиты влиятельным городским чиновникам в неограниченных суммах, поэтому вскоре прибрал к рукам всю хозяйственную деятельность в Орле.

Первый мост был построен в 1879 году. Второй — в 1880 году. О кредите никто не вспоминал, пока в 1883 году среди вкладчиков не поползли слухи о том, что в банке дела плохи. Через какое-то время появились и официальные новости: директор банка Николай Авилов был уличен в подлоге, растратах и прочих злоупотреблениях, за что в 1885 году был сослан в Томск на восемь лет.

А в 1883 году вкладчики ринулись в банк за своими деньгами. И так как большинство средств было в обороте, выплатить требуемое — четыре с лишним миллиона рублей — банк не смог. Его руководство подало прошение в министерство финансов с просьбой выделить ему ссуду. Она была удовлетворена. Правда, не полностью: банку достались всего 1,2 млн рублей.

Начало предварительного следствия по банковским делам совпало с отставкой городского головы — 72-летнего Николая Митина, обвиненного в «бездействии и превышении власти». Город находился в таком бедственном финансовом положении, что долгое время не мог обрести нового градоначальника. Богатые купцы, которых выбирали на эту должность, отказывались от нее кто «по болезни», кто «по торговым и домашним обстоятельствам».

Александровский мост был разрушен в 1943 году. Фото: http://transphoto.ru/

Понять их было не сложно. К тому времени городская дума выпустила беспрецендентное постановление, согласно которому к уголовной ответственности «за пособничество, допущение, укрывательство ими произведенных в банке подлогов, растрат и хищений» следовало привлечь всех городских голов и служащих управы, работавших в Орле с 1872 по 1883 годы. Всего 21 человек. Постановление был отменено вышестоящей инстанцией, но заставило купцов изрядно поволноваться. 

В 1884 году Орловский городской банк решением суда был объявлен банкротом. Назначено конкурсное управление, которому и предстояло вернуть долги вкладчикам. На тот момент они составляли больше трех млн рублей. И наиболее влиятельные кредиторы не желали уступать ни рубля, требуя от города, выступавшего поручителем банка, возвращения сумм с процентами рубль в рубль. Особенно упорствовала в этом орловская епархия: в банке она держала вклады на 259 751 рубль. Утихомирить священнослужителей не смог обращения обер-прокурора, умолявшего их снизить требования, ни Министерство финансов, готовое предоставить ссуду на покрытие убытков вкладчикам, если те откажутся хотя бы от части своих требований.

В этот момент вспомнили и о кредите, выданном почти десять лет назад на постройку мостов. Городская управа все эти годы платила проценты: 31 с лишним тысячу рублей в год. Но оплатить счет на 860 тысяч рублей (полная сумма кредита с процентами) городская казна была не в силах.

Долги

Орел, надо сказать, никогда не был богатым городом. До конца XIX века в нем не было даже водопровода. Узнав о долге, горожане схватились за головы, а гласные думы начали разбираться: каким образом был выдан городу такой огромный кредит? Доход городской казны в 1875 году составил 97 110 рублей при долге 70 764 рубля, в 1876 — 130 957 при долге в 147 111 рублей, в 1877 — 203 217 при долге в 147 111 рублей. А в 1879 доход составил всего 188 571 рубль при долге в 399 410 рублей. При этом построенный примерно в тоже время постоянный мост в Петербурге через Неву от биржи на Васильевский остров обошелся столице всего в 119 тысяч рублей. В орловском случае речь шла о приписках: директор Николай Авилов в ходе создания проектов мостов все время менял их. Следовательно, проект становился все дороже и дороже. Из-за этого город на десять лет был ввергнут в долговую яму, из которой, казалось, ему никогда не выбраться.

Банкротство банка ввергло Орел в такой тяжелый кризис, что нынешние историки до сих пор удивляются: как он умудрился выжить. Разорились торговцы среднего класса и домовладельцы, недвижимость упала в цене в два раза, выросли налоги.

Хоть разорись, а заплати

Прекрасно понимая, что с городской казны взять нечего, вкладчики банка — люди не бедные — пошли на хитрость. Они обратились к жителям с требованием отдать им в счет долга все их имущество. При этом, они ссылались на 25 статью «Положения о городских банках» 1862 года, где говорилоаьс, что «вверенные банку вклады обеспечиваются ручательством всего городского общества, которое ответствует за целостность всех сумм банка».

В 1929 году Мариинский мост был переименован в Красный, а в 1943 взорван немцами. Фото: http://transphoto.ru/

Один из вкладчиков банка — бывший уездный исправник Звенигородский даже обратился к жителям Орла с воззванием через газету «Орловский вестник» (№113 за 1894 год). Называя себя «малосмысленным и мелким чиновником» экс-глава губернской полиции пишет, что объявление о банкротстве банка было воспринято вкладчиками «с благоговейностью и смиренной покорностью». Но при этом замечает, что 12 лет состоял в чине при губернской власти и занимался городскими делами, поэтому точно знает, что платить вкладчикам должны все городские домовладельцы.

Горожане, конечно, от такого заявления опешили. Звенигородскому ответил присяжный поверенный и гласный городской думы Василий Ильинский. В газете завязалась ожесточенная переписка, в ходе которой гласный пытался привести вкладчиков в чувство. Он доказывал, что под городским обществом понимается городское поселение, состоящее из думы и управы. И население ни в коем случае не несет ответственности за решения чиновников, натворивших разные глупости.

– Допустим в Орле три тысячи домовладений, — аргументировал гласный. — Но некоторые дома принадлежат двум, трем, а то и более лицам. Среди них могут быть и младенцы — их как считать? А как быть тем, кто купил дом после крушения банка? Или, к примеру, полюбит вдруг Орел миллионер Ротшильд и поселится здесь, уставши от городской суеты, он один может заплатить весь долг, но на каком основании?

Как иск предъявлять: ко всем городским жителям сразу или каждому по отдельности? В каких суммах? У вкладчиков такое отношение горожан вызвало настолько бурное негодование, что ответы Ильинского даже перестали печатать в газете: редакция усмотрела «ругань в ея сторону».

Судебные тяжбы между городом и конкурсным управлением длились много лет. Вполне вероятно, что городу пришлось бы отвечать «всем имуществом» и отдавать вкладчикам три млн рублей, не вмешайся в эту ситуацию новый глава города Дмитрий Волков, назначенный на эту должность указом императора в 1887 году. Благодаря его стараниям долг городской казны банку был признан в сумме 528 тысяч рублей, а вопрос о том, чтобы жители Орла выплачивали долги банку своим имуществом и вовсе был закрыт.

Сумму, присужденную городу, потихоньку начали платить. Но благодаря этому событию в городское положение 1892 года был внесен антикоррупционный пункт, запрещающий гласным участвовать в подрядах и поставках, касающихся городского имущества.

Новые мосты

Каменные мосты — Красный и Александровский — были взорваны в 1943 году покидающими Орел немцами. Те, что сейчас соединяют берега рек, были построены в послевоенное время. Движение по новому Красному мосту было открыто 1 июля 1950 года, а Александровский мост сдали в 1954 году. 

В 2009 году, когда мэром города был Александр Касьянов, администрация города решила реконструировать Александровский мост. При этом часть денег, как и век назад, решили собрать с рядовых жителей Орла. В городе была объявлена акция «Впиши свое имя в историю города»: орловцам предлагалось заказать за свой счет бронзовые плиты, картуши и медальоны, которые украсят мостовую. Стоимость одной плиты составляла пять тысяч рублей. В результате, на мостовой уложили 30 таких плит, которые по размеру мало чем отличаются от тротуарной плитки.

«Пьяные садятся в машину, матерщина ужасная» Далее в рубрике «Пьяные садятся в машину, матерщина ужасная»Корреспондент «Русской планеты» отработала ночную смену с девушкой-таксистом и попыталась понять, в чем состоит ее работа Читайте в рубрике «Титульная страница» Сдали своегоРоссия депортировала одессита, спасшегося из Дома профсоюзов. Теперь ему грозит тюрьма Сдали своего

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»