«Кружево — баловство»
Фото: Марина Сенина

Фото: Марина Сенина

Корреспондент «Русской планеты» отправился в Мценск, чтобы понять, чем уникально и кому нужно местное кружево

Мценское кружево — один из самых старых видов кружева на Руси. Оно известно еще с ХVIII века. Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения.

Уникальная история

На входе в школу кружевниц в Мценске меня встречает преподаватель художественной школы, Народный мастер России Анна Шалыгина. Она проводит меня к экспонатам мастерской кружевоплетения, которые находятся в просторной комнате. Элементы и изделия кружевоплетения всюду: и на стенах, и в специальных застекленных столах, расставленных по периметру комнаты.

– Помещица Протасова, когда она открыла мануфактуру здесь, пригласила двух мастериц из Европы, — рассказывает Анна, — и моментально 1200 мастериц стали работать на этой мануфактуре под их наставничеством.

Открывшееся в ХVIII веке производство кружева стало самым крупным в России. Спрос на него был велик не только в российских городах, но и за границей. Кружево поставляли в Турцию и Англию. У мануфактуры, по словам Анны Шалыгиной, было такое количество заказов, что мастерицы не успевали их выполнять.

– Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью, — рассказывает Анна.

В ХVIII веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей.

– По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год, — говорит Анна.

В начале ХХ века княгиня Анна Тенишева открывает в Мценске первую школу кружевниц для девочек от 8 до 12 лет. Их там учат и рукоделию, и грамоте, и технике рисунка.

– Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, опять-таки приглашается из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге, — РП) мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий — для постельного белья.

Фото: Марина Сенина

В годы оккупации, с 1941 по 1943 годы, школа кружевниц прекратила свою работу. Почти все старинные экспонаты кружева уничтожены.

– У нас в Мценске не было кружевоплетения 70 лет. Этот промысел совсем захирел. Как говорят, до войны еще можно было увидеть кружевниц, которые выходили и что-то плели. А после войны совсем исчезли. Возрождаться кружевоплетение начало лишь в 1992 году. Была соответствующая программа. Под нее попали ливенские гармошки и мы. Благодаря ей удалось открыть школу кружевниц. Когда открыли школу, дети, которые приехали сюда с родителями, или потом здесь родились, шли учиться. Местных корешков практически не было. Вот, получается, насколько убили то, что было. Потом здесь нужны были рабочие руки на заводах и где-то еще, а кружево — баловство.

Мы с Анной Шалыгиной подходим к витрине с экспонатами кружева соседних областей. Здесь работы из Вологды, Ельца и Михайлова. Мастер отмечает, что елецкое кружево «пошло» от мценского. Елец в ХVIII веке входил в Орловскую губернию. Мастерицы с мануфактуры помещицы Протасовой передавали свой опыт и в соседний городок.

– Особенность кружева в том, что оно одно из самых архаичных кружев. Потому что здесь большая связь была с язычеством. Я хоть и говорю, что с ХVIII века у нас кружево плели, но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад». Вот и получается, что минимум с 17 века уже плели у нас кружева. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий — РП), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков. Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное.

– Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким, — рассказывает старший научный сотрудник «Мценского краеведческого музея» Наталья Посаженникова. — Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали — взвешивали. Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже. Так смотрели за тем, чтобы не было воровства на мануфактуре.

Кто и что

– Мы занимаемся уже 22 года. Чтобы обучить человека кружевоплетению, нужна группа по 10 человек. Сейчас у нас так и есть. Раньше было пять групп, сегодня четыре группы, — рассказывает Анна Шалыгина. — С детьми, когда начали работать, работали с двенадцатилетними. Но чем раньше ребенок начинает работать с коклюшками (деревянные палочки, на которые наматываются нитки для плетения кружева — РП), тем в более взрослом возрасте у него моторная скорость развивается лучше. Если человек во взрослом возрасте пришел в кружево, он такой высокой скорости не достигнет. Поэтому в школу мы стали набирать уже с семи лет.

Анна Шалыгина проводит меня в центральную комнату школы, где занимаются кружевоплетением. Вдоль стен узкой и длинной комнаты — стулья. Перед ними — подставки с подушками в форме валика. Подушки накрыты материалом: чтобы пыль не садилась на готовое кружево.

– Когда дети постарше были, были крупнее работы. Курс был рассчитан на три года. Когда стали приходить семилетние, мы занимались с ними больше. Сейчас у нас пятилетняя программа обучения. По окончанию выдаем свидетельство.

Анна Шалыгина помогает детям плести. Фото: Марина Сенина

Спрашиваю, что сегодня плетут в школе кружевниц, и какие изделия пользуются большей популярностью среди учеников.

– Плетем и салфетки, и закладки, и подарки мамам. Сейчас очень популярны те работы, которые можно вставить в рамку. Раньше делали только картины, вышивку — это было популярным. Сейчас кружевоплетение. И очень красиво получается. Маленькие работы у нас идут на выставку. В этом году отправляли сумки. Нашили сумки, а как украшение — кружево. Очень даже красиво получилось.

В мастерскую кружевоплетения входят первые ученики: Анжела и Максим. Дети бросают свои рюкзаки на стулья и начинают подготавливать рабочие места: наматывают на коклюшки нитки, поправляют валики на подставках.

– Когда к нам в школу пришли, я увидела, что здесь делают такие изделия. Анна Алексеевна надела свою жилетку из кружева, она мне очень понравилась. У меня мечта сплести какой-нибудь зонтик и маме подарить, ей это очень нравится, — рассказывает четвероклассница Анжела Ушакова.

Анна Шалыгина говорит, что Максим пришел в школу кружевниц осенью. Но официально заниматься он будет с нового учебного года. Пока только осваивается.

– Мне Анжела показала кружево. Это очень красиво, и я захотел научиться этому. И тем более мне Анжелка сказала, что Анна Алексеевна мальчиков в школе приветствует, ну я и пошел. Я знаю, что мужчины тоже делали кружевные изделия: ну там, сети плели. Я скоро, на следующую весну, сделаю кружевную выставку. Мне говорят, что это будет шок, что мальчики тоже занимаются, — рассказывает Максим Кутепов.

– Не сразу, но мальчишки стали ходить, в конкурсах учувствуют. Раньше близнецы даже занимались. Пока они в начальных классах, ходят с удовольствием. Потом переходят в старшие классы и перестают посещать школу,— добавляет Анна Шалыгина.

Фото: Марина Сенина

Занимаются сегодня в учреждении и взрослые люди. Их немного, но для школы кружевниц они — ценные мастера.

– У нас часто приходят взрослые со своими детьми: посмотрят на работы детей и тоже им хочется сделать такое. Тоже плетут. У нас есть две бабушки, они давно уже занимаются, одни из первых учились здесь. Это наш костяк, — говорит Анна.

Как и за сколько

Анна Шалыгина садится за рабочее место. Показывает процесс кружевоплетения на примере будущей жилетки. На подушку-валик крепится сколок. При тканье используется всего две нити — основная и уточная, при плетении — множество. В некоторых работах их может быть больше пятидесяти. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Вставляя булавки в специальные точки-пометки на сколке и перекидывая коклюшки, переплетают нити.

– Рисунки-сколки делаю я сама. Иногда хочется сплести чужую работу. Но это же не мое, откладываю. Все, что плетется у нас в школе, разработано либо мной, либо мценскими мастерицами, — говорит Анна.

Я подхожу к детям. Максим плетет необычного фиолетового кота, Анжела — салфетку.

– Это уже вторая моя работа. Еще три-четыре занятия и я ее закончу, — говорит Анжела.

Постепенно комната кружевоплетения заполняется молодыми мастерицами. Каждая из них готовит рабочее место, а после садится за плетение. Перезвоном коклюшек наполняются все школьные помещения.

Сегодня коклюшки для школы кружевниц изготавливает только один мценский мастер.

– У нас пока есть мастер. Он был учителем труда и у него есть маленький станочек, на котором и делает коклюшки. И вот он нас пока выручает. Делает самые дешевые коклюшки в России — по 10 рублей, — рассказывает Анна Шалыгина.

– А какие предпочтительно нитки использовали и используют мценские кружевницы?

– Елец — предпочтительно шелк, раньше. Вологда — раньше только лен. Мы — из-за неимения льна плетем из всего, что есть: все, что крепкое, не ворсится. Делались работы из шерстяных ниток, но это не прижилось.

Интересуюсь, изготавливает ли школа мастериц кружевоплетения продукцию на заказ, как мастерская ливенской гармошки.

– Мы не завод, мы штамповкой продукции не занимаемся, но заказы выполняем. К нам обращается и местное население, и из-за границы заказы приходят. Вот два года назад заказ делала в Израиль — для свадебного платья украшение. Мне присылали выкройку. Я с ней работала, разрабатывала детали. Мастер одобряла, и потом это все оформлялось. Цена работы складывается из ниток, которые используются в работе, сложности рисунка.

Здесь, наряду с вещицами, которым уже более полувека, есть и те, которые были сделаны совсем недавно. Почти любое понравившееся изделие можно сразу же приобрести.

– У нас, в основном, проходит реализация изделий на выставках — на выездных. Но и к нам люди приезжают очень часто. Бывают экскурсии из Москвы, Тулы... В провинцию едут охотно посмотреть на промыслы. Летом особенно много заказов на изделия из кружева. Мы связываемся с нашими мастерами, они выполняют, продаем. Туристам очень нравится кружево, — говорит Наталья Посаженникова.

– Не очень дорогие вещи расходятся хорошо, дорогие хуже, что очень жалко, конечно. Фабричное кружево делается на станках. Цена у таких изделий — бюджетная. А на коклюшках — ручная все же работа. Цена за нее высокая,— добавляет директор «Мценского краеведческого музея» Елена Матвеева.

Директор музея подводит меня к витрине с кружевными воротниками. Рассказывает о стоимости изделий.

– Эти воротнички стоят 2800. Это божеская цена. Им цена вообще 4000–5000 рублей.

Рядом другой экспонат — крестильный набор. В него входят детская рубашка, шапочка, салфетка и полотенце.

– Цена такого набора у нас 900 рублей. В прошлом году он стоил 4500 тысячи. Но там было коклюшечное кружево, а это уже нет. На шапочке даже ангелы были. Изумительная работа, — рассказывает Наталья Посаженникова.

Одним из самых дорогих изделий мценских рукодельниц является скатерть. Она сплетена на коклюшках. Ее стоимость — 25000 рублей. Самые дешевые изделия из мценского кружева — салфетки, платки, мешочки.

Цена этой скатерти — 25 тысяч рублей. Фото: Марина Сенина

– Салфетки продаются, косынки. Косынки 250 рублей стоят всего. Их в храм берут, чтоб пойти. Мешочки с кружевом — по сто рублей. В основном, конечно, в качестве сувениров приобретают изделия, — рассказывает Елена Матвеева.

– Такой подарок не только приятен и просто красив, но его еще можно передавать из поколения в поколение, как, например, кружевные подвязки. Своей дочери обязательно куплю такую к свадьбе, — говорит Наталья Посаженникова.

Черный флаг для купальщиков Далее в рубрике Черный флаг для купальщиковПять главных пляжей Орла: разрешенных и запрещенных Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»