Электрички ожидают подтверждения
В Орле возвращают электрички. Фото: Евгений Курсков/ТАСС

В Орле возвращают электрички. Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Надолго ли в Орловскую область вернулись пригородные поезда

В Орловской области окончательно восстановили движение пригородных поездов, которые были отменены с 1 января этого года. Регион сэкономил 80 млн рублей, упразднив 18 маршрутов, но сейчас за возвращенные электрички нужно будет платить. Откуда регион возьмет деньги для сохранения транспорта, выясняла «Русская планета».

«Нам до последнего выкручивали руки»

Электрички в Орловской области — самый удобный, быстрый и надежный транспорт. По маршрутам их прохождения строились дачные поселки, возле станций — крупные населенные пункты. На пригородных поездах ездят на работу и учебу жители районов.

– Во-первых, всегда точно знаешь время отправления и время прибытия, — подсчитывает положительные аргументы в пользу электричек студентка Курского мединститута и жительница Ливенского района Орловской области Марина Шеховцева. — Во-вторых, льгота по студенческому билету действует, в-третьих — дешевле. Мне на автобусе рублей 400 надо заплатить, чтобы до Курска добраться, а на электричке — 140 рублей. Есть разница? Безопаснее на электричке: вот, неделю назад под Курском страшная авария была — «Газели» с пассажирами побились. А еще по нашим зимним дорогам, когда снег навалит, или по распутице никаким автобусам не проехать — только на танке.

Об отмене 18 пригородных поездов в Орловской области стало известно в конце декабря прошлого года. Об этом сообщила Центральная пассажирская пригородная компания (ЦППК), сославшись на отказ региональных властей от этих маршрутов ввиду их нерентабельности. Как выяснилось, областное правительство с трудом решилось на этот шаг, понимая, какой социальный взрыв может за этим последовать. Поэтому слово «отмена» здесь не произносят, заменяя его более демократичным «оптимизация».

– Электропоезда мы не отменили, — поясняет начальник отдела транспорта департамента по ЖКХ, строительству и транспорту Орловской области Алексей Васильев. — Их оптимизацию мы начали еще в прошлом году, чтобы сократить расходы: например, где-то уменьшили количество вагонов. Но если в 2014 году нам выставили счет за все электрички в сумме 202 миллиона рублей, то в этом году — 260 миллионов!

Только резкое повышение расходов на электрички заставило регион не включить в заказ 18 маршрутов, которые на самом деле необходимы жителям области, поясняет Васильев. В частности, это повышение платы за инфраструктуру, за которую регион должен платить пригородной компании 25% вместо 1%, как это было до 2015 года, а также безоговорочная обязанность региона полностью погашать все убытки, которые несет пригородная компания. Непонятна и система «котлового» метода распределения затрат, когда, к примеру, за поезд «Орел–Тула» оба региона должны заплатить ЦППК в процентном соотношении.

– При этом откуда берутся такие суммы затрат — непонятно, — говорит начальник отдела транспорта. — Мы согласны, дотировать проезд на электропоездах надо, но покажите нам — откуда берутся такие расходы?! Почему проезд на электричке дороже, чем проезд на такси? Мы только в декабре подписали договор с пассажирской пригородной компанией, чтобы обеспечить население транспортным обслуживанием. Нам просто руки выкручивали: вот сколько заложено в бюджете, на эту сумму и получите услугу!

По словам Алексея Васильева, вмешательство главы государства в эту ситуацию было крайне необходимо. И вся надежда только на то, что федеральный центр поумерит аппетиты железнодорожников.

– Я ждал этого два года, — говорит транспортник. — Сейчас рассматривается вопрос тарифообразования. И если федеральная служба по тарифам разберется в них досконально, плата за электрички будет на порядок ниже, я в этом уверен. Как альтернативный вариант решения проблемы, мы начинаем вести переговоры с РЖД о создании своей пригородной компании, где все будет четко и понятно.

Как в магазине

Центральная пассажирская пригородная компания прогнозы на будущее пока не делает: электрички вернули, но вопрос о финансировании еще в стадии решения. Ясно одно: за них платить придется, и делать это будут регионы.

– Мы в будущее смотрим оптимистично, — говорит начальник департамента по связям с общественностью ОАО «ЦППК» Илья Черняев. — Сейчас электрички вернули в ручном режиме, рассматривается вопрос, как снизить с пассажирской пригородной компании нагрузку — мы же не можем работать себе в убыток! Сейчас правительство выделяет 25 миллиардов рублей, возвращена нулевая ставка на НДС. Регионы должны в общей сумме изыскать 8 миллиардов рублей, думаю, такие деньги в бюджетах найдутся.

Но директор департамента замечает, что ЦППК, которая предоставляет регионам услуги по их заказу, оказывает их ровно на ту сумму, которую выделила область. Это как в магазине: пришел с 200 рублями, на эту сумму и купишь товар. Нет денег — нечего и покупать. Тут уж все зависит от региона. И если денег в местных бюджетах не найдут, то перспектива обзавестись электричками слабая.

– Мы не имеем право сами отменять или добавлять какие-то рейсы, — рассказывает Черняев. — Для этого формируется договор, в котором мы предоставляем свои расходы, а субъект уже решает, сокращать ему маршруты или нет. Мало средств — регион оптимизирует маршруты, выставляет меньшее количество поездов.

Пока правительство принимает меры, пригородная пассажирская компания тоже не дремлет.

– Мы разослали регионам письма с предложением оформить дополнительные соглашения на возвращенные электрички. Теперь каждый субъект будет переподтверждать свой заказ, а мы его будем оформлять, — поясняет Черняев. — Многие регионы, возможно, и не захотят возвращать электрички из-за того, что там возить некого или поезд курсирует между опустевшими деревнями. Зачем нести лишние расходы?

Сколько по времени регионы будут договариваться с ЦППК, неизвестно: компания заверяет, что у нее гибкая политика, и времени субъектам она даст достаточно.

— Вообще не понимаю, зачем нужна эта прослойка между РЖД и регионом? — выражает свое мнение Алексей Васильев. — Уже многие предлагают перейти на прямые расчеты с РЖД, тогда и политика ценообразования станет прозрачней.

Горячая кочка Далее в рубрике Горячая кочкаГде в Орле находятся самые опасные участки дорог Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

27 февраля 2015, 21:34
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»