«Не надо соперничать с Голливудом — надо делать свое кино»
Фото: из личного архива М. Рогозянского

Фото: из личного архива М. Рогозянского

Чему и как учат молодых кинорежиссеров в российской провинции

Минкульт рекомендовал кинопрокатчикам демонстрировать в год не менее 20% отечественных фильмов. Кинопрокатчики предварительно согласились, но усомнились: а обеспечит ли российская киноиндустрия такой объем и есть ли кинорежиссеры, способные снимать хорошее кино? Заведующий кафедрой «Режиссура кино и ТВ» Орловского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, известный российский журналист Марат Рогозянский рассказал «Русской планете», чего ждать от будущего кино и кто его будет снимать.

– Марат Эдуардович, что вы думаете об «импортозамещении» голливудских блокбастеров нашими российскими фильмами?

– Я был на этой коллегии Минкульта, когда прозвучало такое предложение. Народ его поддерживает и вот почему: в Китае квота на американские фильмы составляет 15 фильмов в год. Во Франции 12% сбора от показа голливудского кино идет на развитие французского кино. В этом году американская делегация приезжала в Китай, просила добавить в прокат хотя бы фильм, но получила отказ. Потому что кино — это идеология. Я категорически не разделяю в этом плане мнение, что кинорынок сам себя отрегулирует. Не зря Ленин сказал, что кино — важнейшее из всех искусств. И то, что происходит, например, в современных условиях в мире, на экране тоже можно показать по-разному.

– Но чаще всего в адрес отечественных фильмов звучит только критика. Стоит ли навязывать такое кино зрителям?

– Если будут качественные фильмы, то их будут и покупать, и смотреть. В качестве примера приведу военную драму «А зори здесь тихие», снятую режиссером Ренатом Давлетьяровым в этом году. Я видел, как на премьеру пришли зрители с разными установками. Но в финале фильма реакция у всех была одна. И это уже говорит о высоком качестве картины.

– Так ведь многие упрекают: мол, ремейк, своего ничего…

– Тут речь идет не о ремейке, а о еще одной экранизации известной драмы. Думаю, и сам бы Борис Васильев был не против, если бы его картину экранизировали несколько раз. Я не разделяю такую точку зрения, что один раз фильм сняли — и все. Я не понимаю людей, которые после просмотра фильма Урсуляка говорят: «Никто лучше Тихонова не сыграет». Сейчас фильмы снимаются с использованием современных технологий. Это другой звук. Другой цвет, другие спецэффекты! Обратите внимание на панораму в фильме Давлетьярова — какая красота, съемка велась с беспилотника. И все это тоже очень важно для восприятия. Кино без технической составляющей не существует. А уж в современном многообразии технологий не использовать ее просто глупо. Появляются новые прочтения, новые режиссеры. Например, наш выпускник Миша Сегал, фильмы которого завоевали международное призвание.

– Но ведь хватает ширпотреба в прокате, особенно на ТВ. У нас в сериалах врачи — придурки, студенты — дебилы, вся страна сексуально озабочена. И молодежь, в частности, ваши же студенты, думают, что так и надо, это кино.

– Открою вас небольшой секрет: студенты, особенно наши, телевизор не смотрят вообще. Сейчас есть возможность создать себе собственный плей-лист и смотреть все, что посчитаешь нужным: от фильмов до телевизионных программ. Да, сейчас в приоритете продюсерское кино, а не авторское.

Фото: из личного архива М. Рогозянского

– А ваши студенты чему учатся?

– Вообще, наша кафедра образовалась в 2013 году. И готовим мы не только кинорежиссеров, но и универсальных тележурналистов. Профессии фактически смежные, и там, и там необходимо умение быстро мыслить, четко понимать, что и зачем ты хочешь сказать, какую эмоцию передать. Очное отделение кинорежиссуры у нас пока набирается раз в пять лет, потому что мы только начинаем, надо наработать собственный опыт. На заочном народу больше и к нам переводятся из других городов. Вообще, насколько я знаю, такой специалитет есть в Москве, Питере, Орле и Челябинске. Не штампуют режиссеров в большом количестве! Преподают у нас ректор Академии киноиндустрии Константин Огнев, завкафедрой этой же киноакадемии Борис Каплан. У нас хорошие связи с московскими коллегами из ВГИК, МГИК, УМО, налажены отношения с «Мосфильмом», и сейчас мы вышли на «Ленфильм». Учим самому главному — нестандартно мыслить. Знаете, с чего вообще у нас студентов обучать начинают? Мы их учим писать. И дело даже не в грамотности, к которой тоже претензии есть. А в умении излагать свои мысли.

– И как это помогает в кинорежиссуре?

– Дальше это помогает в умении анализировать. Профессионал тем и отличается от обывателя, что никогда не скажет «ой, какой хороший фильм был!». Он четко и ясно укажет на ошибки, недостатки, положительные стороны. У нас учеба не строится сплошь на одних лекциях. Показываем авторское и режиссерское кино. В советском кино так студенты вообще делают для себя открытия. Предлагаем проанализировать телевизионные программы. «Толкаем» их и в репортажи — у нас есть своя творческая лаборатория, где студенты оттачивают мастерство.

– А есть смысл «выращивать» кинорежиссеров и тележурналистов в провинции, когда весь бомонд находится в Москве?

– А мы тут не варимся в своем соку! К нам очень серьезно относятся московские коллеги. В этом году у нас была научно-практическая конференция «Студенческая весна-2015», после которой нашу студентку заметили и пригласили в университет Петербурга. Мы провели первый межвузовский фестиваль студенческих фильмов, сейчас готовимся проводить еще один, посвященный 450-летию Орла. Приглашаем на него людей известных, наших выпускников. И участвовать будут только студенты высших и средних учебных заведений, имеющих отношение к кинорежиссуре.

– Свои-то фильмы снимаете?

– Да. У нас есть молодежный телевизионный клуб «Рубежи», который сначала базировался в военно-историческом музее, а потом я его уже забрал под крыло института. Мы снимаем фильмы не только для наших студентов, но и для того же музея, юридического института. В этом году отсняли цикл, посвященный 70-летию Победы. Поехали весной с таким фильмом в село Плоское Свердловского района. Там школа-девятилетка. Собрали всех, усадили, показываем фильм. «Ну, думаю, сейчас детям будет скучно, неинтересно. Побегут, как только фильм закончится»… Меня поразила та тишина, которая несколько минут стояла после показа фильма, и взволнованные лица детей. А после одна девочка встала и прочитала очень проникновенные стихи о войне. Значит, не зря учил. Знаете, я руковожу дипломными работами студентов, и каждый раз открываю для себя что-то новое.

– Так сможет ли наше российское кино соперничать с Голливудом?

– А зачем? Надо свое кино делать! Делай свое дело и делай его хорошо — вот и весь секрет. Голливуд — это индустрия, это сложившаяся система. И мы уже пытались в разных формах ему подражать: пример — Ялтинская киностудия. Но наша киноиндустрия была очень мощной в советское время. Я даже не могу сказать, когда мы достигнем тех цифр по объему выпуска собственного кино. Но весь золотой фонд был создан в советское время. И отказываться от своего прошлого нельзя. Это и вкладываем в своих студентов! 

«Слово “рак” мы никогда не произносим» Далее в рубрике «Слово “рак” мы никогда не произносим»Орловский онколог — о том, как предупредить или смягчить развитие злокачественных опухолей Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»