«Налепил три цифры на стекло — и катайся»
В Орле возникли проблемы с маршрутным транспортом. Фото: Елена Пальм/ ТАСС

В Орле возникли проблемы с маршрутным транспортом. Фото: Елена Пальм/ ТАСС

Почему городские перевозчики в Орле отказываются даже от самых прибыльных направлений

В Орле владельцы городских автобусов отказываются даже от рентабельных маршрутов, снимая с рейсов машины. Причина — высокая конкуренция с пригородными перевозчиками, которые дублируют городские маршруты, вытесняя городских.

– На сегодняшний день эта проблема является самой актуальной в работе городского общественного транспорта, — рассказал РП председатель комитета по транспорту Виталий Гришаков. — Например, наш маршрут № 54 дублирует пригородный № 354. По маршрутам наших городских автобусов пригородные едут через Герцена и Посадскую. А пригородный маршрут, который идет до Некрасовки, иногда просто не доходит до нее, становясь «городским». Статистику, сколько точно машин уходят с наших маршрутов, мы не ведем, но часто видим их уже на пригородных маршрутах.

В среднем, даже рентабельные городские маршруты сокращаются вдвое, а то и втрое, считает начальник. Освободившиеся маршруты вновь выставляются на конкурс. В прошлом году таких «дополнительных» конкурсов было проведено не менее 18. При этом многие маршруты так и не были разобраны городскими перевозчиками. Например, маршрут № 24 «Ботаника – Звездный», который существует только на бумаге.

– Понимаете, у нас ведь работает диспетчерский пункт, который контролирует движение транспорта, — объясняет Виталий Гришаков. — А пригородный транспорт практически невозможно контролировать. Так, у них в договоре допускалось, чтобы 100% машин находились в резерве. Но на деле выходило так, что работали и те, что заявлены, и те, что в резерве. Да, они сняли десяток своих маршруток после наших переговоров, но, поверьте, отнюдь не прибыльные.

– Пригородные перевозчики мешают нам работать, вытесняя наш транспорт с городских маршрутов, — говорит председатель НПО «Альтернатива», которое объединяет городских частных перевозчиков, Игорь Бортников. — Из-за них мы теряем выручку, пассажиров, терпим убытки и вынуждены снимать с маршрутов свои автобусы. Область, заключившая договора с пригородными перевозчиками, просто решила свои проблемы за счет города. Расплодили их, а контролировать не могут.

По словам Бортникова, автобусов пригородного маршрута № 457 официально должно быть порядка 8, но на самом деле их около двух десятков.

– Откопируют договора, впишут туда любые машины — и поехали город бомбить! — рассказывает перевозчик. — Отдел транспорта в областном департаменте, который их контролирует, небольшой. Они просто физически не могут этого делать. Сколько там на самом деле автобусов — никто не считал. И потом, если это пригородные маршруты, пусть отправляются с автовокзала, по расписанию, как положено!

Такого феномена с маршрутками, как в Орле, уверены перевозчики, нет нигде. Пригородные выбирают самые прибыльные маршруты, поэтому большинство из них ездит по центру города. Но вся социальная нагрузка по перевозке пассажиров с окраин ложится на муниципальные предприятия. Например, нет ни одного пригородного маршрута, который обслуживал бы направление по новой дороге на Раздольной. Не ездят пригородные и на Выгонку, оставляя это городским перевозчикам.

– Халява у них там полная, — рассказывает водитель автобуса маршрута №37 Игорь. — Налепил три цифры на стекло — и катайся, как хочешь! Выехал в часы «пик», собрал всю выручку — и стой себе до вечера. Ни тебе контроля, ни расписания. Отдал хозяину, сколько договорился, и работай сам на себя. Им и тарифы-то повышать не надо, выручка всегда есть.

Городское МУП ПАТП-1 еще с прошлого года начало отказываться от некоторых маршрутов.

– Пока мы автобусы не снимаем, держимся, — говорит заместитель директора по эксплуатации Михаил Сапронов. — Если до этого с нами конкурировали городские маршрутки, то сейчас к ним присоединились и пригородные. Сколько их, мы даже не знаем. Только по уменьшению выручки можем судить.

Проблему пригородных маршруток поднимало и трамвайно-троллейбусное предприятие, работники которого в мае прошлого года написали письмо главе региона Вадиму Потомскому. В письме кроме прочих проблем, работники просили «убрать областных “трехзначных” частных перевозчиков с городских маршрутов. Эти “трехзначные” практически неприкасаемы, поскольку у них имеются высокие покровители во власти».

– Бардак просто с этим транспортом творится! — возмущается житель Северного района Андрей Ковалев, который каждое утро уезжает на работу с остановки «Звездный». — Раньше я спокойно садился на автобус № 44, теперь же его не дождешься: машин стало меньше! Ведут себя эти маршрутчики безобразно: то гонки на дорогах устраивают, то не дождешься их — приезжают, как хотят. А то приедут целой вереницей штук восемь, встанут на остановке и стоят по полчаса! На Посадской, например, просто не проехать. Еще пригородные «запрут» городскую маршрутку и сидишь как дурак, ждешь, пока они народ соберут, сколько им надо.

Порядок на городских дорогах обещали навести и бывший губернатор, и нынешний.

– Да, сейчас идет процесс оптимизации, — рассказывает начальник отдела транспорта департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области Алексей Васильев. — Сейчас проводится серьезное обследование маршрутной сети Орла. К лету, надеюсь, мы эту работу завершим. А после проведем конкурс среди перевозчиков, где будут учтены все выводы. То, что пригородные маршруты кому-то мешают, надуманные истории и происки перевозчиков, которые просто хотят отобрать эти маршруты. Конкуренции с городскими перевозчиками тут не может быть никакой: в городе насчитывается 460 единиц транспорта, а у нас — порядка сотни.

Пригородные маршруты жизненно необходимы орловцам. Так, в поселке Знаменка, где проживает свыше 11 тысяч человек, 80% населения учатся, работают, лечатся в Орле. Двумя автобусами их вывезти невозможно, уверен начальник. Невозможно по той же причине оставить без транспортного сообщения жителей Нижней Лужны, Некрасовки, Биофабрики. А в поселке Плещеево находится единственная ЦРБ Орловского района.

– Инфраструктура города устроена по старому типу, где все жизненно важные объекты расположены в центре, и другой дороги, кроме как по центральным улицам просто нет! — говорит Алексей Васильев. — Ну нет другой дороги на Знаменку, кроме как по Комсомольской! Не уедешь на Мезенку не по Октябрьской! Другое дело, когда водители ведут себя неправильно. Но мы ежедневно выезжаем в рейды и контролируем работу пригородного транспорта.

Порядок в транспортных потоках будет наведен, уверен начальник отдела.

– Необходимо разгрузить четыре основных транспортных узла, направить в центр по маршрутам автобусы большой вместимости, которые есть у ПАТП, — говорит Васильев. — Маршрутки малой вместимости отправить на окраины, чтобы они не катались по центру друг за другом и не плакались после, что у них тариф маленький. Работа в этом направлении ведется очень плотно и, я надеюсь, мы увидим ее результат.

С пригородными маршрутами можно было бы смириться, считает Игорь Бортников. Но их надо учесть при проведении конкурса и как-то упорядочить с учетом городских. Пока же администрация города проводит конкурс для своих, а область — для своих.

«Мостовик»-затейник Далее в рубрике «Мостовик»-затейникОмская компания намерена судиться с администрацией Орла за эскиз реконструкции центральной трассы Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»