Уроки английского
Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»

Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»

В Орле 11-летний школьник написал и издал книгу для чтения на английском языке

Шестиклассник Николай Тугарев стал автором книги «My first book». На обложке красуется его портрет и даже краткая биография. Краткая — потому что ему всего 11, но колоссальным трудолюбием, жаждой не просто изучать, а поглощать этот мир может похвастаться не всякий взрослый. Коле интересно все: он посещает кружок по физике и поет в школьном хоре, занимается в киностудии при Дворце пионеров и ходит с папой в клуб знатоков. «Русская планета» познакомилась с юным дарованием и узнала, как воспитать в себе талант.

Как мальчик съел велосипед

– Никто Колю специально не учил, заниматься не заставлял — это его личный выбор, — рассказывает бабушка мальчика Лариса Ивановна, бывший доцент ОГУ, преподаватель по начертательной геометрии. — Порой, говоришь ему «Коля, ну зачем тебе столько всего? Это же такая нагрузка!», Он в ответ: «Не мешайте! Я так хочу, мне все это интересно».

Поэтому к выбору сына родители  — преподаватели Приокского госуниверситета — относятся с большим уважением. Мама обучает студентов математике, папа — радиоэлектронике, так что любовь к наукам у Коли заложена генетически.

– В пять лет Коля, которого вторая бабушка любит водить на экскурсии по городу, по музеям, нарисовал маршрутную сеть Орла, — рассказывает Лариса Ивановна. — Обозначил все трамвайные пути, все переулки и улицы, подписал каждую остановку. Усидчивости ему не занимать! Любит учить младшую сестренку всему, что знает сам. Только уж больно требовательный он педагог!

На курсы английского Коля тоже попросился сам. Вначале занимался в типовой школе иностранных языков, где ребенку вскоре стало скучно — одни азы! А после папа с мамой разведали, что такие курсы есть в Доме детского творчества Советского района. Мальчик моментально нашел общий язык с педагогом Еленой Гусевой. У учителя оказался самый правильный и единственный подход к изучению иностранного языка: говорить на нем, а не корпеть над учебниками.

– Первое время, когда он ко мне приходил, я его просила рассказать мне на английском, чем он сегодня занимался и как день провел, — рассказывает Елена Алексеевна, для которой успех ученика гораздо важнее, чем собственное признание. — Он скажет три-четыре предложения, а потом Коле это так понравилось, что он сам уже с порога говорил мне: «А давайте я вам расскажу, как у меня день прошел!». Специально писать какие-то рассказы да еще для книги я ему не навязывала. Но однажды он сам принес рассказ, написанный на листочке. Про кошку. И мы стали потихоньку собирать их.

Рассказов набралось на три тетрадки. Сюжеты Коля придумывал сам, черпал в школьной жизни или пересказывал то, что рассказали другие. Все на английском.

– Первый рассказ «Бабочка» я написал как шутку, где все слова начинаются с одной буквы, — с упоением рассказывает ребенок. — Рассказ «Дверь кабинета биологии» — это история Елены Алексеевны, которая произошла в школе, где она работала. А вот повествование «Как мальчик съел велосипед» мне подсказал наш орловский художник Алексей Шевченко, который иллюстрировал подобную историю. Я переделал сюжет, изменил имена и в итоге — мальчик меняет свой велосипед на фотоаппарат, потом на мяч, последним становится шоколад. Приходит домой, его спрашивают: «А где же твой велосипед?» — «А я его съел!».

Книга, как говорит автор, предназначена для третьеклассников как дополнительное чтение. А чтобы им не было скучно, автор сам придумал интересные задания: они сопровождают каждый рассказ.

Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»

«Возьми листочек — пиши про любовь!»

– Я всегда мечтала, что будет выпущена книга от Дома детского творчества на английском языке, где рассказы напишут сами дети, — говорит Елена Алексеевна. — И задания давала многим ребятам-старшеклассникам, которые у меня занимаются. Но у кого-то это получилось с трудом, кто-то написал два-три интересных рассказа и остановился. И только Колю творчество на английском увлекло так, что у нас в итоге набралась книга. Что меня поразило — он очень тщательно подошел к отбору своих произведений. И из 30 рассказов оставил только 16, которые мы с ним отредактировали, переработали и подготовили к печати.

К изданию книги подключился родительский комитет Дома детского творчества. Взрослые загорелись идеей. Вдруг это будущий Лесков или Тургенев, которые тоже писали свои книги на иностранном языке? Издать получилось 25 экземпляров. Иллюстрации к книге делали свои же — мама мальчика, который занимается в Доме, сам мальчик и еще одна воспитанница. Творили вдохновенно, так что рисунки не только привлекают внимание, но служат своеобразными подсказками.

Пока книги лежат в кабинете педагога. Но и Коле, и учителю очень хочется надеется, что книги будут востребованы в школах: кто, кроме самого ребенка, может знать лучше, что нужно детям?

– В школе такой подход, конечно, невозможен, — рассказывает Елена Алексеевна, 30 лет проработавшая в школе в Волгодонске. — Там рамки: всем детям надо дать знания. А дети разные. И даже если уровень знаний у всех одинаковый, то один готов горы свернуть, второй предпочитает отсидеться, а третий раскапризничался и губы надул!

В Доме детского творчества все строится только на желании ребенка.

– Нет, в школе мы проводили эксперименты, я давала ученикам задания писать рассказы! — говорит педагог. — Приходит на занятия в 10 классе новенький. Без учебника. Сидит. Глазами хлопает. И весь класс на него глазами хлопает. Я ему говорю: «Бери листочек — пиши про любовь!». Написал мне что-то к концу урока… А другой ученик — с добродушной физиономией написал фантастический рассказ, где он взрывает все учителей. «Ты что, — спрашиваю, — и меня взорвешь?!» — «Да», — отвечает. Класс гудит: «Не волнуйтесь, Елена Алексеевна, мы его в темном переулке встретим!».

Именно школьные рамки, считает педагог, не дают развиваться творческим способностям детей, а принцип нынешних вузов — набрать как можно больше студентов — и вовсе расхолаживает. А поступление по результатам ЕГЭ превращает будущих специалистов в безликую массу, где редко выбиваются своими способностями два-три человека. И эти выпускники потом учат, лечат, строят, да еще и руководят регионом или страной!

– Вот есть такое понятие, как проект, — приводит пример Елена Алексеевна. — Даешь ученикам задание, они его втроем или вчетвером выполняют. Один рисует, второй текст подбирает, третий еще какую-то работу делает, а рассказывает все за всех, например, Наташа. И вот Наташа встала, рассказала, показала, ответила, а «пятерки» получили все! Потому что участвовали в проекте. И вот эти лазейки позволяют ученикам не трудиться, а приспосабливаться!

Что до Коли, он пока планов не строит. На вопрос, кем хочешь быть, с искренней улыбкой отвечает:

– Понятия не имею!

Себя он считает обычным ребенком. Любит кататься на велосипеде, читать книжки — уже приступил к «Трем мушкетерам» Дюма, обожает свой дом и родителей, с которыми обсуждает проблемы как взрослый. Наравне.

Орловская область ожидает поднятия тарифов на коммунальные услуги Далее в рубрике Орловская область ожидает поднятия тарифов на коммунальные услугиЭто произойдет с июля 2016 года Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»