«Потому все, что ГИБДД толком не штрафует»
Валерий Кравченко за работой Фото: Марина Сенина/

Валерий Кравченко за работой Фото: Марина Сенина/ "Русская планета"

Заместитель директора Института транспорта Валерий Кравченко — об орловских пробках, авариях и опасных барьерах безопасности

Валерий Кравченко — кандидат технических наук, доцент, лауреат премии Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). С 2000-х годов он активно участвует в организации и проведении международных научных симпозиумов и различных проектов. Полученные им научные результаты опубликованы в более 50 трудах в центральной печати, научных сборниках и материалах конференций, включая две монографии и два учебных пособия. «Русская планета» поговорила с ученым о самых острых проблемах на орловских дорогах.

– Валерий Анатольевич, если раньше пробки были для Орла редкостью, то сегодня бывают дни, когда стоит почти весь город. С чем это связано?

– Проблема пробок возникает из-за ряда причин. Первая — нет дорог-дублеров. Если взять створ улиц Комсомольская и Московская — практически не работают улица Розы Люксембург, хотя можно было ее задействовать, улица Пушкина, которая могла бы разгрузить город, но при нормальном выходе под железнодорожным мостом, там самое узкое место, да и подъезды к нему нехорошие. Вторая проблема — разгрузочные улицы не рекламируют как дороги проездные, мало кто знает, что повернув направо, можно доехать до нужно места быстрее и легче. Третья — следовало бы провести мониторинг работы светофоров. У нас боятся увеличить время выдержки светофоров. Если время — 30 секунд, то за это время, примерно, начинает движение не больше десяти машин. Но тронуться и набрать скорость — одно время, а пересечь перекресток — другое. У нас трогаются десять, пересекают перекресток — семь-восемь. Если увеличить время работы светофоров, все тронувшиеся машины успели бы проехать.

– То есть проблема и в организации движения?

– Четвертая причина пробок — не лучшая организация перекрестков. Включается зеленый. Машина налево повернуть не может — пропускает встречный транспорт. Направо тоже — идут пешеходы. Две полосы фактически стоят, хотя зеленый. Потом пешеходы закончили движение. Остался интервал времени маленький — три-четыре машины повернули, хвосты стоят большие.

Далее: у нас огромное количество маршруток, которые фактически возят воздух. По одним и тем же улицам бегают параллельно друг другу маршрутки лишь с разными номерами. Было бы лучше, если бы весь пассажирский транспорт, что идет из-за города, доходил бы до определенной точки в городе и все, на этом их маршрут должен заканчиваться. У нас есть маршрут «Знаменка — Мезенка». Зачем он бежит через весь город, когда еще десятки маршруток едут на Мезенку? Было бы рационально, чтоб те маршруты, которые приходят с южного направления, с восточного, пришли в район автовокзала. А оттуда ходили бы централизованно два-три маршрута, что идут до Выгонки. А там можно было бы на кольце организовать приход тех маршрутов, что идут с севера: на кольце высадили пассажиров и опять ушли на север. Да, пассажиры станут жаловаться, что невыгодно. Хорошо, можно оставить один маршрут с севера на юг, с запада на восток.

– Проблема неправильной парковки может стать причиной пробок в городе?

– Да, у нас практически везде безобразная парковка. Сотрудники ГИБДД скажут, что кадров не хватает, чтобы наказывать нарушителей, но все же надо решать этот вопрос! Возьмем магазин «Атолл»: у них есть парковка. А на улице Тургенева, что рядом с магазином, машины паркуются в два ряда на проезжей части. И обычные машины едут по одной полосе из двух. Потому все, что ГИБДД толком не дежурит и не штрафует. За последние пять-семь лет увеличилось количество автомобилей. Надо создавать парковочные места. Купили в доме магазин — устройте парковку.

Еще причина пробок — аварии. У нас долго едут службы ГИБДД и еще дольше едет страховка. Из-за какой-то царапины стоят часами. Либо надо что-то менять в страховании, либо иметь больше агентов.

– Почему так много аварий в городе?

– Это зеркало работы наших автошкол, в первую очередь. У нас в институте тоже есть своя автошкола. У нас училась наша же студентка. Она поменяла всех инструкторов в школе. Ни один инструктор не мог ее научить ездить, говорили, что нет у нее способности: газ и тормоз постоянно путала. В итоге через полгода в какой-то городской автошколе она получает права и въезжает нам в забор. Если человек здесь не мог научиться, что — там научили? В забор она въехала по одной простой причине: вместо тормоза давала газ.

– Не так давно по всему городу вдоль дорог поставили металлические заборы. Для чего они нужны?

– Эти заборчики называются барьерами безопасности. Предназначены для того, чтоб пешеходы не бегали через дорогу. В большинстве городов они ставятся в проблемных местах. У нас же их поставили по всему городу. В Орле они стоят от перекрестков в 50 метрах. Только человек с поломанной психикой или суицидный побежит за 50 метров от перехода через дорогу. А те зоны, что в 100 метрах от пешеходного перехода, как были без бордюров, так и остались без них.

У нас несколько лет назад погиб преподаватель. Он перебегал дорогу со стороны Машиностроительного техникума в здание напротив, где тоже преподавал. Так поставили сейчас эти заборы в 50 метрах от ближайшего перекрестка, а там, где учебные корпуса, где и перебегают дорогу, как не было их, так и нет. К тому же от машин забор не защищает, защищает только пешеходов от нарушений.

– Получается, что эти барьеры — пустая трата средств городского бюджета?

– Безопасность, уверенность, что пешеход не побежит, увеличится на пять-семь процентов. Такого же результата можно добиться, если будут штрафовать пешеходов сотрудники ГИБДД. Дело не в том, чтоб штрафовали всех, должна просто появиться гласность, что там и там оштрафовали, например. А вот во сколько казне обошлось производство барьеров, во сколько обойдется их поддержание?

Каждую весну надо покрасить заборы. Это несколько тонн краски или ржавое украшение города. Другой вопрос — что под этими заборами механическая уборка исключена. Если раньше трактор по улице Московской бегал и подметал, то теперь он двумя колесами бежит по газону, чтоб подмести. А под самим забором он подмести не может. Надо нанимать людей, которые будут подметать. Под этими заборами накидан мусор. Ничего хорошего эти заборы не сулят.

– Как можно решить  проблему парковки на газонах?

– Надо горсовету решить вопрос о приличных штрафах. Управляющим компаниям доверить возможность отслеживать, фотографировать машины и передавать в ГИБДД данные. Если люди хотят парковку при доме — получите разрешение и делайте, а не платите штрафы.

– Может быть, нам нужно перенимать какой-то зарубежный опыт?

– У нас остановки сделаны без карманов и совмещены с переходами, что не безопасно. В Орле 20 процентов неправильных остановок. Маршрутки остановились — одна полоса движения занята. Во многих странах у остановок и перед переходами — карманы. Вступил в карман человек — машина останавливается. А у нас стоит перед переходом, например, мужчина и по телефону разговаривает. Непонятно, будет он дорогу переходить или нет, толи на остановке стоит, толи по переходу сейчас пойдет.

Еще можно было бы маршрутные такси покрасить в определенные цвета. Не все люди иногда видят номер маршрутки, особенно в темное время суток, а по определенной окраске можно было бы легко узнать нужный транспорт. Также не помешало бы по городу организовать на каждой остановке таблички с расписанием того или иного маршрута.

– Вы со студентами нередко проводите научно-исследовательские работы, разрабатываете проекты. Получилось ли у вас донести свои разработки до городских властей и внести изменения в дорожную сферу Орла?

– Мы проводим исследования, представляем отчеты в администрацию, но результатов нет. Недавно директор института сообщил, что мы выиграли конкурс по обследованию пассажиропотока. Подобным уже занимались, представляли свои заключения и идеи. Но воз и ныне там.

Ниже уровня Орла Далее в рубрике Ниже уровня ОрлаКак под Орлом образовалась сеть пещер, чем она привлекает горожан и какую опасность таит Читайте в рубрике «Титульная страница» В десятку!Что показали на презентации Apple и насколько это круто В десятку!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»