Новости – Общество
Общество
В минус
Фото: Марина Сенина
Как работает система электронных проездных в Орле и почему перевозчики ею не довольны
10 июля, 2014 18:37
7 мин
По поручению и.о. губернатора области Вадима Потомского с 1 июля в общественном транспорте ввели оплату проезда с помощью электронных проездных билетов. Первыми, кто опробовал новую систему, стали льготники с единым социальным проездным билетом (СПБ). «Русская планета» узнала о плюсах и минусах нововведения и о том, почему орловское ТТП страдает от поручения исполняющего обязанности губернатора.
Электронные проездные — замена классическим проездным билетам. Они представляют собой пластиковую карту, которую при входе в общественный транспорт нужно вставлять в считывающее устройство, называемое валидатором. Электронные карты многоразовые: человек приобретает ее однажды, а после — пополняет. Расчетный срок эксплуатации одной карты — восемь лет.
– Карты проездных можно приобрести на почте, на вокзалах и кассах, где ранее продавались обычные проездные. Деньги на счет карты необходимо класть каждый месяц. Если этого человек, имеющий на руках карту, не делает, то месяц он ездить по ней сможет. Положить денежные средства на карту можно будет также на почте и в местах продажи проездных билетов, — рассказывает главный специалист отдела транспорта Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Орловской области Андрей Токмаков.
Внедрение новой системы призвано разрешить несколько задач. Первая — осуществить контроль за водителями, которые и будут работать с устройствами. Вторая — помочь службе статистического анализа проводить исследования востребованности маршрутов орловчанами. Третья, когда карты станут многофункциональными и с их помощью станет возможно оплачивать коммунальные услуги, — разгрузить привычные места оплаты и сэкономить время горожан.
Пока что электронные проездные будут действовать только там, где есть социальные маршруты. Предполагается, классические проездные будут полностью заменены новой системой.
– Всего на данный момент у нас оборудовано валидаторами 480 единиц транспортных средств. Эта цифра будет только расти. В общем, в Орловской области более 800 единиц транспорта, точную цифру назвать трудно: много нелегалов, резервных автобусов, — рассказывает директор по развитию Александр Верижников ОАО «Единого центра процессинга и биллинга» (ЕЦПиБ).
По условиям договором с перевозчиками, компания-поставщик валидаторов получает определенный процент с каждой операции — оплаты проезда. Этот цифра для перевозчиков разнится от 3 до 7 процентов.
До конца июня вопрос о заключение договора на установку валидаторов в транспортных средствах орловского трамвайно-троллейбусного предприятия (ТТП) — самого крупного перевозчика области оставался открытым: когда почти все перевозчики установили новые устройства, руководство предприятия все еще изучало договор.
– Весь день 1 июля руководство компании-поставщика электронных проездных провело у нас: не могли прийти к договоренности о ежедневной процентной ставке, которую ТТП должно отдавать компании. По началу, это было 7% ежедневной выручки. Мы настаивали на 3%. Так как это еще не так сильно ударить по доходам предприятия. А 7% просто могут нас увести в минус, — рассказал помощник генерального директора ТТП по связям с общественностью Леонид Агибалов.
В итоге договор между ТТП и компанией-поставщиком валидаторов «Единым центром процессинга и биллинга» (ЕЦПиБ) был подписан. Произошло это, по сообщению Леонида Агибалова, ближе к ночи 1 июля. На следующий день транспортные средства с новой системой выехали на маршруты.
– Договор был подписан на 3% от ежедневной выручки. Заключили мы его на шесть месяцев с испытательным сроком в три месяца. Если ТТП понесет значительные убытки за три месяца, продлевать договор не будем, расторгнем. И между прочим, если у нас будут денежные потери, то вторая сторона обязуется выплатить нам все издержки за три месяца испытательного срока электронных проездных, — делится Леонид Агибалов.
За несколько дней работы с новыми приборами ежедневная прибыль ТТП, говорит его руководство, значительно снизилась. По словам генерального директора предприятия Александра Коровина, выручка на 1 июля, когда электронные проездные еще не были внедрены, составила 405 тысяч рублей. А уже 2 июля — в первый рабочий день с валидаторами — 350 тысяч.
По словам директора по развитию ТТП Михаила Калекина, валидаторы работают неисправно: то нет связи со спутником, то заедают бумажную ленту, то не срабатывают электронные карты.
– Все это отнимает время у кондукторов: в тот момент, пока он занят устройством, в транспорте проезжают необилеченные горожане, — продолжает он. — Уже общались с населением. Жители города неоднократно приходили с жалобами на новые устройства к работникам отделений связи и пунктов продажи электронных карт.
Предприятие, как утверждает его руководство, несет убытки и покупая бумажные ленты на считывающие устройства. При заключении договора, по словам Александра Коровина, поставщики валидаторов уверяли что ленты стоят недорого.
– Говорилось о том, что катушка стоит от 6 до 8 рублей. Мы нашли самую дешевую по 10 рублей, самая дорогая — 25 рублей. Катушки закупает на свои средства ТТП. И нас уверяли, что одной катушки хватает на то, чтобы обилетить 400 человек. На самом деле, максимум на 250, — рассказывает Александр Коровин. — Посмотрим, потерпим немного. А если, так и дальше пойдет дело, то расторгнем договор, — заключает Александр Коровин.
Бумажная лента быстро заканчивается. Контролеры не могут брать с собой в рейс больше одной катушки: итак слишком много того, что приходится таскать на себе, говорит Коровин. Поэтому, как только лента заканчивается, трамвай или троллейбус сходит с рейса и возвращаются в гараж.
– Мы засекали время, которое уходит на замену одной катушки. Получается, что около четырех часов из общего времени работы одной единицы транспорта улетает на ветер! На настройку приборов и бесконечную замену кассовой ленты тратим более половины рабочего времени,— рас– Жалоб нам на работу валидаторов от орловских перевозчиков не поступало. Если поступят, конечно, будем рассматривать, — рассказывает Андрей Токмаков.
сказывает начальник службы учета выручки ТПП Людмила Гоменюк.
Не довольны валидаторами и некоторые другие перевозчики.
– У нас с транспортными терминалами есть определенные проблемы. Иногда их перезагрузка невозможна на месте, приходится съезжать с маршрута и ехать в контору, чтобы ее выполнить. Бывает и такое, что электронные карты не проходят, транзакция (оплата) не осуществляется. Конечно, ничего катастрофического в этом нет, но все же. Проблемы у нас будут тогда, когда мы начнем подводить месячные итоги работы с этими устройствами. Пока что нам не поступило ни одного отчета, так как система еще даже не отлажена, — рассказывает и.о. директора МУ «Пассажирского автотранспортного предприятия №1 города Орла» (ПАТП-1) Владимир Кузнецов.
Впрочем, сложности с системой безналичной оплаты проезда возникают далеко не у всех.
– Поначалу были проблемы с валидаторами, сейчас вроде как нормально все: водители наши не жалуются, — говорит генеральный директор ОАО «Пассажирской транспортной компании» Валерий Мамошин.
Алексей Токмаков, в свою очередь, сообщил «Русской Планете», что жалоб нам на работу валидаторов от орловских перевозчиков в его ведомство не поступало.
– Если поступят, конечно, будем рассматривать, — рассказывает Андрей Токмаков.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости