Новости – Общество
Общество
Дело о двух мостах
Здание городской думы на Кромской улице, 1899 год. Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС.
Как в конце XIX жители Орла после краха городского банка чуть не лишились всего имущества
11 апреля, 2014 14:32
9 мин
В 1875 году орловская городская управа решила построить два новых каменных моста через реки Оку и Орлик. Сейчас они называются Красный (тогда Мариинский — Примеч. РП) и Александровский. Мосты на этом месте, правда, существовали и раньше. Но были они деревянными. Если б знали тогда орловчане, какие неприятности принесет городу строительство двух каменных переправ, то возможно, от идеи бы отказались.
Для строительства новых мостов городские чиновники взяли в Орловском городском банке огромный по тем временам кредит в 528 тысяч рублей. Сделано это было при деятельном участии директора банка Николая Авилова, который в то время возглавлял партию купцов, занимающих существенное количество мест в городской думе.
Взять кредит не составило труда еще и потому, что по городовому положению 1870 года членами городской управы и думы были самые богатые люди Орла: те, кто платил больше всего налогов. Да и Авилов, в свою очередь, вообще с легкостью раздавал кредиты влиятельным городским чиновникам в неограниченных суммах, поэтому вскоре прибрал к рукам всю хозяйственную деятельность в Орле.
Первый мост был построен в 1879 году. Второй — в 1880 году. О кредите никто не вспоминал, пока в 1883 году среди вкладчиков не поползли слухи о том, что в банке дела плохи. Через какое-то время появились и официальные новости: директор банка Николай Авилов был уличен в подлоге, растратах и прочих злоупотреблениях, за что в 1885 году был сослан в Томск на восемь лет.
А в 1883 году вкладчики ринулись в банк за своими деньгами. И так как большинство средств было в обороте, выплатить требуемое — четыре с лишним миллиона рублей — банк не смог. Его руководство подало прошение в министерство финансов с просьбой выделить ему ссуду. Она была удовлетворена. Правда, не полностью: банку достались всего 1,2 млн рублей.
Начало предварительного следствия по банковским делам совпало с отставкой городского головы — 72-летнего Николая Митина, обвиненного в «бездействии и превышении власти». Город находился в таком бедственном финансовом положении, что долгое время не мог обрести нового градоначальника. Богатые купцы, которых выбирали на эту должность, отказывались от нее кто «по болезни», кто «по торговым и домашним обстоятельствам».
Александровский мост был разрушен в 1943 году. Фото: http://transphoto.ru/
Понять их было не сложно. К тому времени городская дума выпустила беспрецендентное постановление, согласно которому к уголовной ответственности «за пособничество, допущение, укрывательство ими произведенных в банке подлогов, растрат и хищений» следовало привлечь всех городских голов и служащих управы, работавших в Орле с 1872 по 1883 годы. Всего 21 человек. Постановление был отменено вышестоящей инстанцией, но заставило купцов изрядно поволноваться.
В 1884 году Орловский городской банк решением суда был объявлен банкротом. Назначено конкурсное управление, которому и предстояло вернуть долги вкладчикам. На тот момент они составляли больше трех млн рублей. И наиболее влиятельные кредиторы не желали уступать ни рубля, требуя от города, выступавшего поручителем банка, возвращения сумм с процентами рубль в рубль. Особенно упорствовала в этом орловская епархия: в банке она держала вклады на 259 751 рубль. Утихомирить священнослужителей не смог обращения обер-прокурора, умолявшего их снизить требования, ни Министерство финансов, готовое предоставить ссуду на покрытие убытков вкладчикам, если те откажутся хотя бы от части своих требований.
В этот момент вспомнили и о кредите, выданном почти десять лет назад на постройку мостов. Городская управа все эти годы платила проценты: 31 с лишним тысячу рублей в год. Но оплатить счет на 860 тысяч рублей (полная сумма кредита с процентами) городская казна была не в силах.
Орел, надо сказать, никогда не был богатым городом. До конца XIX века в нем не было даже водопровода. Узнав о долге, горожане схватились за головы, а гласные думы начали разбираться: каким образом был выдан городу такой огромный кредит? Доход городской казны в 1875 году составил 97 110 рублей при долге 70 764 рубля, в 1876 — 130 957 при долге в 147 111 рублей, в 1877 — 203 217 при долге в 147 111 рублей. А в 1879 доход составил всего 188 571 рубль при долге в 399 410 рублей. При этом построенный примерно в тоже время постоянный мост в Петербурге через Неву от биржи на Васильевский остров обошелся столице всего в 119 тысяч рублей. В орловском случае речь шла о приписках: директор Николай Авилов в ходе создания проектов мостов все время менял их. Следовательно, проект становился все дороже и дороже. Из-за этого город на десять лет был ввергнут в долговую яму, из которой, казалось, ему никогда не выбраться.
Банкротство банка ввергло Орел в такой тяжелый кризис, что нынешние историки до сих пор удивляются: как он умудрился выжить. Разорились торговцы среднего класса и домовладельцы, недвижимость упала в цене в два раза, выросли налоги.
Прекрасно понимая, что с городской казны взять нечего, вкладчики банка — люди не бедные — пошли на хитрость. Они обратились к жителям с требованием отдать им в счет долга все их имущество. При этом, они ссылались на 25 статью «Положения о городских банках» 1862 года, где говорилоаьс, что «вверенные банку вклады обеспечиваются ручательством всего городского общества, которое ответствует за целостность всех сумм банка».
В 1929 году Мариинский мост был переименован в Красный, а в 1943 взорван немцами. Фото: http://transphoto.ru/
Один из вкладчиков банка — бывший уездный исправник Звенигородский даже обратился к жителям Орла с воззванием через газету «Орловский вестник» (№113 за 1894 год). Называя себя «малосмысленным и мелким чиновником» экс-глава губернской полиции пишет, что объявление о банкротстве банка было воспринято вкладчиками «с благоговейностью и смиренной покорностью». Но при этом замечает, что 12 лет состоял в чине при губернской власти и занимался городскими делами, поэтому точно знает, что платить вкладчикам должны все городские домовладельцы.
Горожане, конечно, от такого заявления опешили. Звенигородскому ответил присяжный поверенный и гласный городской думы Василий Ильинский. В газете завязалась ожесточенная переписка, в ходе которой гласный пытался привести вкладчиков в чувство. Он доказывал, что под городским обществом понимается городское поселение, состоящее из думы и управы. И население ни в коем случае не несет ответственности за решения чиновников, натворивших разные глупости.
– Допустим в Орле три тысячи домовладений, — аргументировал гласный. — Но некоторые дома принадлежат двум, трем, а то и более лицам. Среди них могут быть и младенцы — их как считать? А как быть тем, кто купил дом после крушения банка? Или, к примеру, полюбит вдруг Орел миллионер Ротшильд и поселится здесь, уставши от городской суеты, он один может заплатить весь долг, но на каком основании?
Как иск предъявлять: ко всем городским жителям сразу или каждому по отдельности? В каких суммах? У вкладчиков такое отношение горожан вызвало настолько бурное негодование, что ответы Ильинского даже перестали печатать в газете: редакция усмотрела «ругань в ея сторону».
Судебные тяжбы между городом и конкурсным управлением длились много лет. Вполне вероятно, что городу пришлось бы отвечать «всем имуществом» и отдавать вкладчикам три млн рублей, не вмешайся в эту ситуацию новый глава города Дмитрий Волков, назначенный на эту должность указом императора в 1887 году. Благодаря его стараниям долг городской казны банку был признан в сумме 528 тысяч рублей, а вопрос о том, чтобы жители Орла выплачивали долги банку своим имуществом и вовсе был закрыт.
Сумму, присужденную городу, потихоньку начали платить. Но благодаря этому событию в городское положение 1892 года был внесен антикоррупционный пункт, запрещающий гласным участвовать в подрядах и поставках, касающихся городского имущества.
Каменные мосты — Красный и Александровский — были взорваны в 1943 году покидающими Орел немцами. Те, что сейчас соединяют берега рек, были построены в послевоенное время. Движение по новому Красному мосту было открыто 1 июля 1950 года, а Александровский мост сдали в 1954 году.
В 2009 году, когда мэром города был Александр Касьянов, администрация города решила реконструировать Александровский мост. При этом часть денег, как и век назад, решили собрать с рядовых жителей Орла. В городе была объявлена акция «Впиши свое имя в историю города»: орловцам предлагалось заказать за свой счет бронзовые плиты, картуши и медальоны, которые украсят мостовую. Стоимость одной плиты составляла пять тысяч рублей. В результате, на мостовой уложили 30 таких плит, которые по размеру мало чем отличаются от тротуарной плитки.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости