Новости – Титульная страница
Титульная страница
Не портится веками
Строительный колледж в Орле.
«Русская планета» узнала, кто трудился над созданием советского сграффито в Орле и в чем его особенности
17 июня, 2014 12:54
3 мин
Сграффито — разновидность монументально-декоративной живописи. Оно пришло в Россию в начале прошлого века из Италии, где являлось главным способом украшения стен.
Сграффито на здании Орловского строительного колледжа появилось в 1967 году. Европейский вид монументального искусства впервые украсил улицы города, и это стало значимым событием для жителей Орла. Автор сграффито на здании строительного колледжа — орловский художник Владимир Меньков.
– Да, тогда появление и колледжа, и сграффито было окружено большим вниманием. Народу нравилось, ходили, смотрели. Я помню, мы с друзьями приходили сюда посидеть. Интересно было: яркая и большая картина во всю стенку — необычно же по тем временам, новинка! — рассказывает местный житель Николай Вдовин.
– Эта работа была дипломной работой нашего талантливого студента, — делится замдиректора по учебной работе Орловского художественного училища Инна Седова.
На здании строительного колледжа два сграффито. На первом по пояс изображен задумчивый мужчина. Его руки разведены в стороны. Рядом с мужчиной спутник и ракета, на которой красуется красная звезда. Кроме идеи о могуществе советского человека в сграффито прослеживается идея неразрывной связи человека с природой: жилы рук мужчины переходят в корни деревьев.
На втором сграффито строители: молодой мужчина, за его спиной девушка. За главными героями изображены часть грузоподъемного крана, строительные леса и кирпичная кладка. Сграффито полностью посвящено теме строительства.
Одна из стен двухэтажного здания по улице Салтыкова-Щедрина дом № 18 также украшена монументально-декоративной живописью. Она появилась здесь в 1986 году благодаря орловским художникам Юрию Воробьеву и Геннадию Кузнецову.
– Это сграффито было создано по заказу Союзу художников России. Тогда подобные заказы были не редкостью, как сегодня. Художники, создав одно сграффито, могли получить за несколько дней годовую зарплату. Очень высоко оплачивалась такая работа, — рассказывает декан художественно-графического факультета Орловского государственного университета Михаил Шульгин.
В центре сграффито на доме № 18 — советские солдаты, торжественно играющие на трубе. Рядом с ними — студентка с книгой и рабочие. Над центральными героями возвышается молодой мужчина с обнаженным торсом. Он мчится на красном коне и, оборачиваясь назад, протягивает руку. Герой как бы призывает следовать за ним: к светлому будущему, просвещению и труду.
На корпусе общежития Орловского государственного университета (ОГУ) имеется одно сграффито. Оно было создано в 1973 году студентами учебного заведения.
– Это сграффито творили целые сутки выпускники нашего вуза. В частности, Анисимов. Они выполняли эту работу как дипломную. На дипломную работу отводится два месяца. Конечно же, проект работы готовился заранее, — рассказывает Михаил Шульгин. — Еще как дипломную работу наши студенты создали сграффито на здании военного училища. Но его увидеть могут только ученики и преподаватели, так как оно находится на территории учебного заведения.
«Мечтайте, ищите, дерзайте» — именно такой лозунг используется в сграффито на общежитии ОГУ. Под этой фразой изображен советский солдат, смело ступающий вперед. Вокруг него — представители различных профессий: поэты, испытатели, токарь и даже представители духовенства.
– Делается граффито довольно быстро. Долго идет подготовка к работе. Сграффито создается максимум за день. Делается оно кусками. В нем используется всего три цвета: черный, красный, ближе к терракотовому, и серый. Делается все так: сначала на подготовленную поверхность кладется слой черной штукатурки, далее на этот слой красная штукатурка и третий слой, последний и завершающий, серый, — делится Михаил Шульгин. — Далее штукатурка счищается до определенного, нужного слоя. Выдалбливая в разных местах разные цвета, получают какой-либо рисунок.
– После того, как штукатурку положили, ей дают чуть-чуть подсохнуть, после снимают слои. Штукатурка в сграффито — известковая. Здесь есть одна очень важная деталь. Если из штукатурки после нанесения слоев появляется молочко, то оно цементирует все пигменты. Если молочко выступило и сразу начать снимать слои, то раствор не скрепляется, все в итоге осыпается. Еще есть один нюанс: все пигменты штукатурки должны быть светоустойчивыми! Попадание солнечных лучей испортит быстро сграффито, если это условие не будет соблюдено. А так сграффито не портится веками, не требует даже реконструкции, — делится доцент кафедры «Дизайн» Архитектурно-строительного института Александр Бугаков.
Михаил Шульгин отмечает, что в советское время сграффито можно было увидеть не только в городе, но и по области — в колхозах. Советская власть понимала, что через искусство возможно влиять на людей и активно этим пользовалась, призывая человека к труду, порядку и к получению знаний.
– Раньше многие здания украшались сграффито или мозаикой. Были заказы на работу в школах, детских садах и других общественных учреждениях. Тематика, конечно, была свойственная тем годам, диктовались стилем советской эпохи: изображения были посвящены труду, миру, молодежи, учебе, космонавтике. Например, на военном училище сграффито на военную тему, — рассказывает Михаил Шульгин.
Сегодня в городе можно встретить не больше десяти зданий, где использована когда-то популярная разновидность монументально-декоративной живописи.
– Сграффито — сложная работа, отличается высокой стойкостью. Однако не все работы сохраняются и удается сохранять, поддерживать. На заводе «Малютка» было просто прекрасное сграффито. К сожалению, его не сохранили до наших дней, — говорит Михаил Шульгин.
– Сграффито, как и все монументальное искусство, постепенно сдает свои позиции. Сегодня им украшают здания все меньше и меньше, что не радует, — рассказывает Александр Бугаков.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости