Новости – Общество
Общество
«Нужно изобретать не процессор, а простые, прикладные вещи»
Фото: Евгений Бугров / «Русская планета»
Как в Орле растят молодых ученых, идеи которых сразу становятся бизнесом
16 ноября, 2015 15:10
8 мин
2 ноября в Приокском госуниверситете создали Центр новых образовательных технологий (ЦНОТ). Это орловское ноу-хау — студенческое конструкторское бюро. То, чего не хватало студентам некоторых факультетов для полноценной работы над стартапами с первой до последней стадии. Здесь будут готовить специалистов с использованием новаторских обучающих технологий, соответствующих международной концепции инженерного образования CDIO. Аббревиатуру можно перевести как «Задумай, спроектируй, реализуй, управляй». Это — будущий научный потенциал России.
– Современная наука построена на идеях. Способность их генерировать — это и есть «Задумай», — объясняет директор ЦНОТ, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика», кандидат технических наук Александр Пилипенко. — Реализация новых идей и их практическое воплощение — это то, для чего необходимо конструкторское бюро. Студенты, прошедшие обучение в ЦНОТ, будут готовы и к исследовательской, и к проектной, и к предпринимательской деятельности.
Подготовка к созданию бюро началась год назад. За это время его директор успел отучиться в центре «Сколково», где преподавали ученые из крупнейших исследовательских вузов страны.
– У нас будет большая аудитория, которую мы превратим в единое рабочее пространство, — рассказывает Александр Пилипенко. — Показал бы, но там сейчас идет ремонт. После его окончания в одном помещении, разделенном прозрачными стенами, у нас будут находиться лекционная аудитория, компьютерный класс, лаборатории моделирования и прототипирования, лазерной резки и механообработки. Купили оборудование, что-то уже на складе, что-то в пути. Поверьте, оборудование и программное обеспечение — самые современные, некоторых вещей нет ни у кого в Орле.
Практическая работа в ЦНОТ начнется в феврале, когда из групп «Автоматизация производств» и «Электроэнергетика и электротехника» отберут 11–12 самых перспективных студентов-первокурсников, способных работать в команде. Их и будут дополнительно обучать создавать новые, необходимые людям вещи.
– Ну не сделаем мы сейчас в России свой процессор. А этим и не надо заниматься, — объясняет Александр Пилипенко. — Фундаментальная наука в стороне. Сейчас нужны простые, прикладные вещи. Создайте прибор, который будет поддерживать микроклимат в вашей квартире или парнике! Наши студенты такое делали, а уж при открывающихся возможностях трудно представить, что еще придумают.
Фото: Евгений Бугров / «Русская планета»
Два года назад в университете уже создали научно-образовательный центр под названием «Бизнес-инкубатор». Он был призван решать несколько задач, в том числе и создание студентами стартапов — идей, способных продаваться.
Стартапом принято называть компании, которые воплощают в жизнь новаторские идеи, но в России современное значение стартапа — сам проект, основанный на новой идее. Причем это относится не только к IТ-технологиям, но и к любой другой области рынка. Развитие стартапа включает в себя несколько этапов: идея создания нового продукта — его проектирование — изготовление — внедрение на рынок.
Этой осенью в «Бизнес-инкубаторе» прошел набор уже третьей группы студентов, которая взялась за стартапы. Группы всегда небольшие — 10–15 человек.
– Хороший ученый — это штучный продукт, если можно так сказать, — объясняет директор «Бизнес-инкубатора», доцент, кандидат технических наук Олег Дорофеев. — Мы не гонимся за количеством. Как результат — все студенты из первого набора пошли в аспирантуру. Изначально в стартаперы идут те, кто и после окончания университета хочет заниматься наукой.
Галина Татаринова из первого выпуска стартаперов занималась проектом «Проектирование и продвижение школьной формы “ТиДжинс”». Со своими коллекциями участвовала в различных выставках, стала лауреатом Всероссийского конкурса производителей школьной формы. Сейчас в декрете, но проект живет — работает ателье, созданное университетом совместно с ООО «Спецпоставка».
Роман Шатеев стал первым выпускником «Бизнес-инкубатора», открывшим свое ООО. Информационно-консалтинговый центр «ШаР.ИТ», как видно из названия, оказывает информационно-консалтинговые услуги в сфере IT, и это проект тогдашнего студента.
Весной нынешнего года в Подмосковье еще два выпускника «Бизнес-инкубатора» Ирина Новикова и Виктор Дремин со своими проектами участвовали в Russian Startup Tour (Skolkovo). Среди 400 проектов молодых ученых Центральной России одним из лучших признали проект Новиковой. Она получила награду фонда «Сколково» за 3-е место в разделе «Биологические и медицинские технологии». Ее устройство позволяет диагностировать заболевание кожи по отраженному свету.
– Думаю, прибор Новиковой найдет свое применение не только в медицине, но и в косметологии, — рассказывает Олег Дорофеев. — Предположим, вы решили удалить бородавку, но это иногда приводит к онкологическому заболеванию. С помощью аппарата нашей выпускницы специалисты еще до операции смогут сказать, есть ли предпосылки появления заболевания, можно ли проводить хирургическое вмешательство. Сейчас мы работаем над финансовым сопровождением проекта, что является еще одной задачей «Бизнес-инкубатора». Это раньше ученые занимались наукой ради науки, сейчас наука переориентирована на коммерцию.
Неделю назад ЦНОТ отправил 28 крупнейшим орловским предприятиям бизнес-предложения по разработке новых и улучшению действующих производств. Ответы проанализируют, и на их основании будут делаться уже конкретные предложения конкретным предприятиям.
– В отношениях завод — бюро всегда, еще с советских времен, есть одна особенность, — рассказывает Александр Пилипенко. — Завод в редких случаях принимает разработки студентов-конструкторов, даже если они могут значительно увеличить производительность труда. Есть нюанс — ответственность. Когда внедряют что-то новое свои работники, они рискуют должностями и зарплатами, когда студенты — крайних нет. Поэтому надеемся, что ЦНОТ станет тем центром, которому будут доверять брать ответственность за новые разработки.
В университете стараются работать плотно в связке завод — вуз. Здесь давно не редкость, что лекции студентам читают работники различных производств. Как и то, что студенты защищают дипломы на производстве. Вуз дает им такие полномочия. Что выберет дальше выпускник — науку или производство, — его дело.
С предприятиями сотрудничают через проектную работу. Завод делает заказ, студенты его выполняют. Это еще одна задача «Бизнес-инкубатора». Набирается группа, которая затем и выполняет проектную работу. Роман Ретинский в 2014 году, как и десять его коллег, был в первом выпуске «Инкубатора». Они работали на Орловском кабельном заводе.
– Мне и Марине Федяевой сначала дали два проекта на двоих, — рассказывает аспирант Роман Ретинский. — Через несколько месяцев мы поняли, что эффективнее будет каждому работать над своим. Не все удалось, но было интересно.
Фото: Евгений Бугров / «Русская планета»
Молодой ученый, разрывавшийся между куратором с завода и куратором из «Бизнес-инкубатора», много чего придумал, чтобы улучшить работу на производстве. В частности выработал коэффициент полезности сотрудников, на основании которого предлагал руководству выплачивать премии. Однако оказалось, что начальник цеха без всяких этих «ученых заморочек» лучше знает, кому какую премию платить по итогам месяца.
– Люди по своей натуре консервативны, — объясняет Роман Ретинский. — Учитывайте, что делал я это, еще будучи студентом. Объективно говоря, мне нужно было время, может быть год, на доработку проекта, чтобы он не принес вреда.
Все 11 студентов во время работы над заказами завода сами получали от него ежемесячную премию, а шесть человек, защитивших свои проекты, в том числе и Роман Ретинский, были награждены выплатами в размере 30 тыс. рублей.
– Мы два месяца проводили анкетирование предприятий Орловской, Брянской и Московской областей на предмет того, какой компетенцией должен обладать наш выпускник, чтобы после окончания вуза его взяли на работу, — рассказывает Пилипенко. — Кроме того что он должен знать, что нужно предприятию, он еще должен уметь это сделать. Именно этому мы и будем учить своих студентов.
5 ноября на базе Приокского государственного университета открылась «Школа робототехники». Ее слушателями стали 12 орловских школьников из 7–10-х классов. Для них путь в науку начался со школьной скамьи, а «Школа робототехники» стала последним звеном той цепочки подготовки молодых ученых, которую построили в техническом университете.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости