Новости – Общество
Общество
Привить культуру слова
Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»
В Орле музей Тургенева организовал детский театральный «квартирник»
4 марта, 2016 18:24
8 мин
Впервые в истории музейного дела в Орле появился непрофессиональный детский театр, который заработал при музее Тургенева. Идея у музейных работников возникла в связи с предстоящим юбилеем классика. Но даже они не ожидали, каким успехом будет пользоваться «квартирник» у ребят, и какие аншлаги будут собирать доморощенные спектакли. «Русская планета» узнавала, как вписать русскую классическую литературу в круг интересов детей.
«История не очень длинная»
Музей Тургенева — само по себе место в Орле особое. В доме писателя в центре города побывал каждый горожанин. Причем, не по одному разу. Вещи и экспонаты — целая отдельная история. Атмосфера здесь такова, что проводить время можно часами. Поэтому никто не удивился, что именно в этих стенах возникла мысль организовать театр.
На руку было и то, что оба театра в Орле уже второй год закрыты на ремонт. Поэтому театралы, соскучившиеся по новым постановкам, с заспешили на детские спектакли.
– Музеи даже при всей плохой информативности всегда будут пользоваться популярностью, — уверена заведующая музеем Тургенева Елена Мельник. — И такая форма работы как детский театр — это способ привить детям культуру слова, не просто познакомить с великой русской классикой, а дать возможность пережить судьбы героев Тургенева, пропустить их через себя, чтобы понять, что хотел сказать писатель. История наша пока не очень длинная, но мы верим в то, что высокая планка русской культуры возвратится в общество.
На профессионалов не претендуют, поэтому театральные занятия сразу окрестили «квартирником». Тут не просто репетиции в классическом смысле слова — это, в первую очередь, общение, музыка, пластика, слово. Все занятия проходят здесь, в музейном зале среди вещей Тургенева, что вызывает у детей восторг и любопытство. Спектакли — тут же, на небольшой музейной сцене. Обстановка домашняя. Даже несмотря на то, что зал маленький и всех гостей вместить не может.
– Родился наш театр из общения с детьми, — объясняет Елена Мельник. — С теми, которые участвуют в музейных мероприятиях. Специально набор не объявляли, а позвали гостей музея, попросили наших сотрудников привести своих детей, внуков. Сейчас постоянный состав — это 9 детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Первым театральным опытом стала «Золушка» Шарля Перро, которую Тургенев перевел на русский язык. Дебют состоялся в день открытия выставки «Мода времен Тургенева».
– Была большая публика, волновались дети, волновались родители, волновались мы! — улыбается завмузеем, рассказывая о первом выступлении. — Родители постарались — сшили потрясающие костюмы. Конечно, все было доморощенно, но сколько счастья, энтузиазма, сколько стараний показали дети! Это было настолько трогательно, что мы повторили спектакль в день закрытия выставки, хотя и не планировали. Гостей пришло — еле в зал поместились!
Последний колдун
Следующая идея постановки пришла сама собой. Это была сценическая версия либретто сказки Тургенева «Последний колдун». Музыку к ней написала сама Полина Виардо. Партитуру в музей привезли из Франции.
– Впервые в России спектакль был поставлен в конце 80-х годов на сцене Орловского драмтеатра, — рассказывает Елена Мельник, она же и руководитель «квартирника», — У нас имелась запись музыки известного канадского тургеневеда Николая Жекулина. Для постановки мы выбрали одну сюжетную линию: войну сказочных эльфов с колдуном Кракамишем. Изюминка постановки в том, что у Тургенева эльфы — это цветы, которые днем в виде растений, а ночью оживают. Они танцуют, веселятся, но тут в лесу появляется колдун, который нарушает гармонию, и эльфы придумывают разные каверзы, чтобы выжить колдуна из леса.
Детям выбор пьесы очень понравился: тут тебе — и подвигаться, и пошуметь, и попроказничать! Желающих принять участие было — хоть конкурс проводи! Но роли постарались раздать всем — на то он и «квартирник».
Фото: Анжела Абраменко / «Русская планета»
Но уже на первой репетиции музейщики и родители пришли в ужас: вместо того, чтобы танцевать в такт музыке, не забывать партнеров по сцене, играть свою роль, дети устроили веселую шумную свалку.
– Чего и следовало ожидать, — с юмором подытоживает Елена Григорьевна. — Прошло репетиций 12 прежде, чем что-то начало получаться. Дети сами стали понимать, что им необходимо чувство ответственности, умение удержать внимание зрителя, самообладание.
Первоклассница Маша Легостаева — сейчас самая прилежная и трудолюбивая артистка. И глядя на то, как старается ребенок, произнося фразы, выполняя повороты, шаги, никогда не поверишь, что на первых репетициях эта девчушка прыгала как мяч и кричала громче всех. Это сейчас и родителям, и музейщикам просто бросается в глаза, что дети стали лучше двигаться, читать, раскованнее чувствовать себя на публике.
– Мне очень здесь нравится, — с упоением рассказывает Маша. — Я могу пробыть здесь хоть весь день! Конечно, я и на экскурсиях была. И мне нравится ходить здесь, рассматривать картины, предметы. Я все про них знаю! Могу и вам рассказать.
Удивительные перемены в детях заметили все родители.
– У детей есть свой театр — это же так здорово, — говорит Екатерина Старых, дочь которой занимается в музее. — Я удивилась, когда увидела свою дочь на сцене — как тонко она, оказывается, чувствует хореографию! Она становится такой развитой, так хорошо стала общаться. И ее не привлекает компьютер — эта беда XXI века!
«Маменькин садик»
Спектакль, познакомивший зрителей с малоизвестными произведениями Тургенева, внезапно перерос в другой проект, которым загорелись все участники. Более 10 лет назад во дворе музея был разбит сад на месте сада, который в свое время был в доме, где родился Тургенев. Его мать очень любила цветы и эту любовь передала сыну.
– И у нас в саду росли кусты, цветы, которые были связаны с жизнью Тургенева, — рассказывает Елена Мельник. — Например, тюльпаны — очень дорогой в то время цветок. Или нарцисс — любимый цветок Тургенева. И то, что бытовало в то время в дворянских садах: сирень, жимолость, жасмин, черная бузина, фиалки. Каждый год на этой площадке разыгрывалась мистерия цветов, в которой принимали участие актеры театров, музейные работники, гости, дети. Сад и сказка — это как раз то, что нужно нашему детскому театру!
Проекту, который назвали «Маменькин садик», решено дать жизнь уже этой весной. И специально к открытию сада будет презентовано название театра. Имя ему придумали дети — «Серебряная птица». А презентацию, конечно, будет сопровождать новый спектакль. Теперь это сказка «Аленький цветочек» по мотивам сказки старого друга Тургенева — Сергея Аксакова.
К этому же событию работники музея Тургенева планируют подготовить и выставку «Видение розы». Это жизнь цветка от рождения до увядания, жизнь цветка в искусстве. Специально для этого будут выставлены работы орловских живописцев.
– Розы очень любила мать Тургенева, — рассказывает Елена Мельник. — В Спасском каждое утро садовник Яков подносил ей свежесрезанную алую розу, и она выходила с ней на балкон, где подолгу стояла в красной душегрейке на беличьем меху…
В планах — провести праздник тюльпанов в ночь музеев. Но пока — репетиции, на которые торопятся и в снег, и в дождь дети и их родители.
– Детский театр при музее — это здорово! — уверен художественный руководитель драматического театра имени Тургенева Игорь Черкашин. — Чем больше детей занимается театральным искусством, тем лучше. А если это еще и происходит в музее, среди экспонатов, и дети впитывают эту атмосферу — это просто уникальная находка. Осваивать произведения классика через игру, прожить судьбы героев, пропустить их через себя — это дорогого стоит! И в 20 раз лучше, чем изучать литературу в школьной программе. Будь моя воля, я бы в каждой школе ввел уроки театрального искусства!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости