Новости – Общество
Общество
«Родилась из пены мыльной»
Фото предоставлено библиотекой Бунина.
Как крестьянская дочка из орловской глубинки стала королевой эстрады императорской России
20 марта, 2016 19:20
9 мин
13 марта исполнилось 145 лет со дня рождения российской эстрадной певицы, исполнительницы цыганских романсов Анастасии Вяльцевой. К 30 годам дочь лесника и прачки стала самой популярной эстрадной певицей старой России, чьим пением восхищались Илья Репин и Александр Блок, и чей заработок мог сравниться только с гонорарами Федора Шаляпина. «Русская планета» узнавала секрет оглушительного успеха певицы.
«Тебе надо поступать в оперетту»
Тайнами и загадками окутано само рождение певицы. На свет Анастасия появилась в Орловской губернии в 1871 году в слободе Алтухово Трубчевского уезда, рассказывает главный библиограф отдела краеведческих документов областной библиотеки имени Бунина Инна Шмаркова.
Некоторые из исследователей считают, что дочь прачки и бедного крестьянина, служившего лесником в имении графов Орловских, на самом деле была внебрачным ребенком либо хозяина имения, либо кого-то из его приближенных. Крестьянин же Дмитрий Вяльцев лишь оказал услугу, записав девочку своей дочерью. В качестве аргумента в пользу этой версии называется бесконечная любовь Анастасии к сиротам и незаконнорожденным детям. Став знаменитой, Вяльцева в родном Алтухове построила родильный приют, устраивала представления в пользу других приютов.
На орловской земле Вяльцевы прожили недолго. После ранней смерти мужа мать 8-летней Насти взяла ее и двух сыновей — Акакия и Дмитрия — и отправилась в Киев. Там Мария Тихоновна устроилась работать прачкой. Много позже, когда о Вяльцевой говорила вся Россия, газетчики, описывая ее биографию, придумали такой оборот: «Венера родилась из пены морской — Вяльцева родилась из пены мыльной!».
Настя сначала стала работать в вышивальной мастерской: мыла полы и подносила горячие утюги гладильщицам. Потом мать нашла для нее «денежную» в плане чаевых работу — подгорничной в гостинице на Крещатике. Однажды убираясь, как она считала, в пустом номере, девочка пела. А в это время в соседней комнате находилась звезда оперетты Серафима Бельская. Послушав пение ребенка, она вышла к ней и сказала: «У тебя прелестный голос! Тебе надо поступать в оперетту».
Белая цыганка
Настя нашла антрепренера Михаила Ленчевского и попросилась в его труппу. Она выступала танцовщицей в балетной и в вокальной труппах. Пела плохо, поэтому иногда в нее летели помидоры. Через три года, к 16 годам она стала хористкой в опереточной антрепризе, параллельно занимаясь в хоре. Еще через четыре года ей стали доверять роли второго плана.
Перелом в карьере произошел в 1893 году. Ее театр приехал на гастроли в Москву, из которой она решила не возвращаться. Устроилась в опереточную труппу Сергея Пальма, работавшего и в Москве, и в Петербурге, где выступала несколько лет. Однажды ей досталась маленькая роль молодой цыганки Кати в музыкальном ревю «Цыганские песни в лицах» на сцене петербургского Малого театра. Простенький романс «Захочу — полюблю» она спела так, что публика пришла в восторг.
Ее назвали Белой цыганкой из-за того, что Анастасия уловила ту душевную нить исполнения, за которую цыган любят в России. О ней заговорили. Ее заметил известный петербургский адвокат и меломан Николай Холева.
Это еще одна, покрытая тайной, страница жизни Вяльцевой. Одни говорят, что девушка стала любовницей аристократа, который был старше ее в два раза, другие уверяют, что там была платоническая любовь. Но Холева нанимал для Анастасии лучших учителей пения, даже отправил ее на учебу в Италию к профессору Марти. Дебют Вяльцевой в 1897 году на сцене московского театра «Эрмитаж» закончился триумфом, но известной всей России Анастасия стала уже после смерти Холевы. В 1902 году один шустрый предприниматель предложил Вяльцевой турне по России. Первым городом стал Орел.
– Я застала в живых зрителей ее концертов в нашем городе, — рассказывает старший научный сотрудник научно-исследовательского и экспозиционного отдела Орловского краеведческого музея, краевед Антонина Гольцова, собиравшая биографию певицы. — Они рассказывали, как она выступала, как они восхищались ее творчеством. Были даже те, кто говорил, что она жила в соседнем с ними доме, и помнят, как, развешивая во дворе белье, Вяльцева пела. Конечно, последнее — неправда, но орловцы даже в советское время гордились связью с землячкой.
Дальше она выступала в Курске, Харькове и Киеве, Тифлисе и Баку, Ростове-на-Дону. Она уволила своего продюсера, чтобы самой заниматься гастролями, и, вернувшись в Петербург звездой, увеличила свои гонорары вчетверо.
Королева граммофона
Вяльцеву называли «певицей радостей жизни». Народная артистка СССР София Гиацинтова дала такой комментарий концертам Вяльцевой:
– Зал взрывался от восторга, когда она руки, похожие на крылья чайки, протягивала к публике, исполняя свой коронный номер — песенку «Гайда тройка, снег пушистый» … И при этом ничего резкого или грубого — все закрыто, прикрыто, и во всем ее облике, обещающем и заманчивом, была какая-то тайна… что-то такое, что можно охарактеризовать одним словом: прелестно...
Поначалу Вяльцева, превратившаяся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России, устраивала гастроли по империи четыре раза в год, позже стала ездить по стране только весной и осенью.
Она сама составляла концертную программу. Хотя порой этого и не требовалось: она выходила на сцену и исполняла песни, которые просила публика. При этом «на бис» она исполняла и целый концерт, и даже два. Ей говорили, что надо себя жалеть, но Анастасия отвечала, что не имеет права отказать людям, которые заплатили деньги, а, значит, будет петь столько, сколько они попросят.
В 1904 году в России случился граммофонный бум. Наибольшей популярностью пользовались записи Вяльцевой. Их стоимость доходила до 6 рублей, и они разлетались, как горячие пирожки. Она сделала около 150 записей на грампластинках, из которых до нашего времени дошла только треть.
Вяльцевой посвящали стихи и песни, лучшие фотосалоны боролись за честь сфотографировать Несравненную, в модных магазинах на Невском и Кузнецком в мгновение ока расхватывались сборники ее романсов и открытки. Королева граммофона смогла позволить себе купить имение Каменка графа Игнатьева, после чего петербургская знать возмущалась, мол, как это так, что крестьянка покупает графские владения. Местный журналист еще съязвил, мол, оказывается, это совсем неплохое занятие — исполнять романсы и шансонетки! В какой-то момент состояние певицы оценивалось в 2,5 млн рублей.
Известный борец Иван Поддубный в то время пошутил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». Возможно, он был недалек от истины. Порой Вяльцевой задавали вопрос, почему она, такая знаменитая не ездит на гастроли за границу, на что Анастасия отвечала: «За границу едут искать славы. Я нашла ее в России».
Чайка русской эстрады
На одном из концертов Вяльцева познакомилась с сыном томского губернатора, дворянином, офицером лейб-гвардейского полка Василием Бискупским. В то время офицерам запрещалось жениться на актрисах, поэтому несколько лет они прожили в гражданском браке. Когда же во время Русско-японской войны Бискупский был ранен, Анастасия отправилась к нему в Маньчжурию.
Позже они тайно обвенчались. Существует версия, что Бискупский даже выпросил разрешение на этот брак у Николая II. Своих детей у них не было, но однажды во время гастролей Анастасия подобрала на обочине дороги маленькую девочку, которую сделала приемной дочерью. Правда, позже, после поступления в гимназию, девочка тяжело заболела и умерла. После этого у Анастасии появился сын — мальчик из бедной семьи Женя Кошаров, которого она воспитывала, и кому оставила часть наследства.
В 1912 году на концерте в Курске Вяльцева, которую в России называли также «Чайкой русской эстрады», при исполнении романса «Чайка» потеряла сознание. Ее отговаривали продолжать гастроли, но певица настояла на своем. В Воронеже она пыталась петь последний раз. Ее концертмейстер Алексей Таскин позже назовет этот концерт «панихидой». Она пыталась петь, опираясь то на рояль, то на пианиста. Никто не знал, что это был ее последний выход на сцену. В Петербурге врачи поставили Вяльцевой смертельный диагноз — рак крови.
Лечили королеву эстрады всеми возможными на то время способами. Даже из-за границы врачей выписывали. Пытался помочь модный в Петербурге лекарь Бадмаев со своей тибетской медициной, лечивший Распутина. Когда не помогло, обратились даже к оккультным наукам, к гипнотизеру Гольцеву. В итоге решили делать полное переливание крови. Донором согласился стать Бискупский. К сожалению, врачи тогда не знали, что кровь имеет разные, несовместимые группы. Певице становилось хуже, и 18 февраля 1913 года 42-летняя Вяльцева умерла.
Анастасия знала, что умрет, поэтому, как грамотный продюсер, расписала свои похороны. Она заказала фирменное платье и прическу, расписала, как должна выглядеть комната, в которой с ней будут прощаться, кто, как и куда будет нести ее гроб. Больше полумиллиона рублей она оставляла Петербургу. По каким-то причинам деньги до города так и не дошли.
За ее гробом по Невскому проспекту, усыпанному белыми цветами, шли 150 тысяч жителей Петербурга. Впрочем, оплакивала кончину Несравненной вся Россия…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости