Новости – Общество
Общество
«Потому все, что ГИБДД толком не штрафует»
Валерий Кравченко за работой Фото: Марина Сенина/ "Русская планета"
Заместитель директора Института транспорта Валерий Кравченко — об орловских пробках, авариях и опасных барьерах безопасности
27 октября, 2014 22:33
8 мин
Валерий Кравченко — кандидат технических наук, доцент, лауреат премии Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). С 2000-х годов он активно участвует в организации и проведении международных научных симпозиумов и различных проектов. Полученные им научные результаты опубликованы в более 50 трудах в центральной печати, научных сборниках и материалах конференций, включая две монографии и два учебных пособия. «Русская планета» поговорила с ученым о самых острых проблемах на орловских дорогах.
– Валерий Анатольевич, если раньше пробки были для Орла редкостью, то сегодня бывают дни, когда стоит почти весь город. С чем это связано?
– Проблема пробок возникает из-за ряда причин. Первая — нет дорог-дублеров. Если взять створ улиц Комсомольская и Московская — практически не работают улица Розы Люксембург, хотя можно было ее задействовать, улица Пушкина, которая могла бы разгрузить город, но при нормальном выходе под железнодорожным мостом, там самое узкое место, да и подъезды к нему нехорошие. Вторая проблема — разгрузочные улицы не рекламируют как дороги проездные, мало кто знает, что повернув направо, можно доехать до нужно места быстрее и легче. Третья — следовало бы провести мониторинг работы светофоров. У нас боятся увеличить время выдержки светофоров. Если время — 30 секунд, то за это время, примерно, начинает движение не больше десяти машин. Но тронуться и набрать скорость — одно время, а пересечь перекресток — другое. У нас трогаются десять, пересекают перекресток — семь-восемь. Если увеличить время работы светофоров, все тронувшиеся машины успели бы проехать.
– То есть проблема и в организации движения?
– Четвертая причина пробок — не лучшая организация перекрестков. Включается зеленый. Машина налево повернуть не может — пропускает встречный транспорт. Направо тоже — идут пешеходы. Две полосы фактически стоят, хотя зеленый. Потом пешеходы закончили движение. Остался интервал времени маленький — три-четыре машины повернули, хвосты стоят большие.
Далее: у нас огромное количество маршруток, которые фактически возят воздух. По одним и тем же улицам бегают параллельно друг другу маршрутки лишь с разными номерами. Было бы лучше, если бы весь пассажирский транспорт, что идет из-за города, доходил бы до определенной точки в городе и все, на этом их маршрут должен заканчиваться. У нас есть маршрут «Знаменка — Мезенка». Зачем он бежит через весь город, когда еще десятки маршруток едут на Мезенку? Было бы рационально, чтоб те маршруты, которые приходят с южного направления, с восточного, пришли в район автовокзала. А оттуда ходили бы централизованно два-три маршрута, что идут до Выгонки. А там можно было бы на кольце организовать приход тех маршрутов, что идут с севера: на кольце высадили пассажиров и опять ушли на север. Да, пассажиры станут жаловаться, что невыгодно. Хорошо, можно оставить один маршрут с севера на юг, с запада на восток.
– Проблема неправильной парковки может стать причиной пробок в городе?
– Да, у нас практически везде безобразная парковка. Сотрудники ГИБДД скажут, что кадров не хватает, чтобы наказывать нарушителей, но все же надо решать этот вопрос! Возьмем магазин «Атолл»: у них есть парковка. А на улице Тургенева, что рядом с магазином, машины паркуются в два ряда на проезжей части. И обычные машины едут по одной полосе из двух. Потому все, что ГИБДД толком не дежурит и не штрафует. За последние пять-семь лет увеличилось количество автомобилей. Надо создавать парковочные места. Купили в доме магазин — устройте парковку.
Еще причина пробок — аварии. У нас долго едут службы ГИБДД и еще дольше едет страховка. Из-за какой-то царапины стоят часами. Либо надо что-то менять в страховании, либо иметь больше агентов.
– Почему так много аварий в городе?
– Это зеркало работы наших автошкол, в первую очередь. У нас в институте тоже есть своя автошкола. У нас училась наша же студентка. Она поменяла всех инструкторов в школе. Ни один инструктор не мог ее научить ездить, говорили, что нет у нее способности: газ и тормоз постоянно путала. В итоге через полгода в какой-то городской автошколе она получает права и въезжает нам в забор. Если человек здесь не мог научиться, что — там научили? В забор она въехала по одной простой причине: вместо тормоза давала газ.
– Не так давно по всему городу вдоль дорог поставили металлические заборы. Для чего они нужны?
– Эти заборчики называются барьерами безопасности. Предназначены для того, чтоб пешеходы не бегали через дорогу. В большинстве городов они ставятся в проблемных местах. У нас же их поставили по всему городу. В Орле они стоят от перекрестков в 50 метрах. Только человек с поломанной психикой или суицидный побежит за 50 метров от перехода через дорогу. А те зоны, что в 100 метрах от пешеходного перехода, как были без бордюров, так и остались без них.
У нас несколько лет назад погиб преподаватель. Он перебегал дорогу со стороны Машиностроительного техникума в здание напротив, где тоже преподавал. Так поставили сейчас эти заборы в 50 метрах от ближайшего перекрестка, а там, где учебные корпуса, где и перебегают дорогу, как не было их, так и нет. К тому же от машин забор не защищает, защищает только пешеходов от нарушений.
– Получается, что эти барьеры — пустая трата средств городского бюджета?
– Безопасность, уверенность, что пешеход не побежит, увеличится на пять-семь процентов. Такого же результата можно добиться, если будут штрафовать пешеходов сотрудники ГИБДД. Дело не в том, чтоб штрафовали всех, должна просто появиться гласность, что там и там оштрафовали, например. А вот во сколько казне обошлось производство барьеров, во сколько обойдется их поддержание?
Каждую весну надо покрасить заборы. Это несколько тонн краски или ржавое украшение города. Другой вопрос — что под этими заборами механическая уборка исключена. Если раньше трактор по улице Московской бегал и подметал, то теперь он двумя колесами бежит по газону, чтоб подмести. А под самим забором он подмести не может. Надо нанимать людей, которые будут подметать. Под этими заборами накидан мусор. Ничего хорошего эти заборы не сулят.
– Как можно решить проблему парковки на газонах?
– Надо горсовету решить вопрос о приличных штрафах. Управляющим компаниям доверить возможность отслеживать, фотографировать машины и передавать в ГИБДД данные. Если люди хотят парковку при доме — получите разрешение и делайте, а не платите штрафы.
– Может быть, нам нужно перенимать какой-то зарубежный опыт?
– У нас остановки сделаны без карманов и совмещены с переходами, что не безопасно. В Орле 20 процентов неправильных остановок. Маршрутки остановились — одна полоса движения занята. Во многих странах у остановок и перед переходами — карманы. Вступил в карман человек — машина останавливается. А у нас стоит перед переходом, например, мужчина и по телефону разговаривает. Непонятно, будет он дорогу переходить или нет, толи на остановке стоит, толи по переходу сейчас пойдет.
Еще можно было бы маршрутные такси покрасить в определенные цвета. Не все люди иногда видят номер маршрутки, особенно в темное время суток, а по определенной окраске можно было бы легко узнать нужный транспорт. Также не помешало бы по городу организовать на каждой остановке таблички с расписанием того или иного маршрута.
– Вы со студентами нередко проводите научно-исследовательские работы, разрабатываете проекты. Получилось ли у вас донести свои разработки до городских властей и внести изменения в дорожную сферу Орла?
– Мы проводим исследования, представляем отчеты в администрацию, но результатов нет. Недавно директор института сообщил, что мы выиграли конкурс по обследованию пассажиропотока. Подобным уже занимались, представляли свои заключения и идеи. Но воз и ныне там.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости